You are here

Темпл Грандин: "Советы по обучению детей и взрослых с аутизмом"

Хорошие учителя помогли мне добиться успеха. Я смогла преодолеть аутизм, потому что у меня были хорошие учителя. В возрасте 2,5 лет меня отдали в структурированный детский сад с опытными учителями. С раннего возраста меня учили хорошим манерам и поведению за обеденным столом. Дети с аутизмом должны иметь структурированный день и учителей, которые знают, как быть твёрдым, но деликатным.

classroom

В возрасте от 2 до 5 лет мой день был структурирован, и мне не разрешалось отключаться. У меня было 45 минут индивидуальной логопедии пять дней в неделю, и моя мать наняла няню, которая проводила три-четыре часа в день, играя со мной и моей сестрой. Она учила "очерёдности" во время игровой деятельности. Когда мы лепили снеговика, она заставляла меня катать нижний ком, а потом моя сестра должна была сделать следующую часть. Во время еды все ели вместе, и мне не разрешалось делать никаких "стимов". Единственное время, когда мне разрешали возвращаться к аутистическому поведению, это час отдыха после обеда. Сочетание детского сада, логопеда, игровой деятельности и питания в стиле "Мисс манеры" составляло примерно 40 часов в неделю, когда мой мозг был связан с миром.

  1. Многие люди с аутизмом — визуальные мыслители. Я думаю картинками. Я не думаю речью. Все мои мысли, как видеокассеты в моём воображении. Картинки — мой первый язык, а слова — мой второй язык. Существительные было легче всего выучить, потому что я могла нарисовать в уме картинку этого слова. Чтобы выучить такие слова, как "вверх" или "вниз", учитель должен показать их ребёнку. Например, возьмите игрушечный самолёт и скажите "вверх", когда делаете взлёт самолета со стола. Некоторые дети будут учиться лучше, если картинки со словами "вверх" и "вниз" прикреплены к игрушечному самолёту. Картинка "вверх" прикрепляется, когда самолёт взлетает. Картинка "вниз" добавляется, когда он приземляется.
  2. Избегайте длинных словесных инструкций. Люди с аутизмом имеют проблемы с запоминанием последовательности. Если ребёнок умеет читать, напишите инструкцию на листе бумаги. Я не могу вспомнить последовательность. Если я спрашиваю дорогу на заправке, я могу вспомнить только три шага. Указания с более чем тремя шагами должны быть записаны. Мне также трудно запомнить номера телефонов, потому что я не могу воссоздать их картинки в своём уме.
  3. Многие дети с аутизмом хороши в рисовании, живописи или компьютерном программировании. Эти области талантов следует поощрять. Я думаю, что необходимо уделять больше внимания развитию талантов ребёнка. Таланты могут быть превращены в навыки, которые можно будет использованы для будущей работы.
  4. Многие аутичные дети зацикливаются на одном предмете, таком как поезда или карты. Лучший способ работы с фиксациями — использовать их для мотивации школьной работы. Если ребёнок любит поезда, то используйте поезда для обучения чтению и математике. Читайте книгу о поезде и решайте математические задачи с поездами. Например, рассчитать, сколько времени требуется для поезда, чтобы пройти между Нью-Йорком и Вашингтоном.
  5. Используйте конкретные визуальные методы для обучения понятиям чисел. Мои родители дали мне математическую игрушку, которая помогла выучить цифры. Она состояла из набора блоков разной длины и разного цвета для чисел от одного до десяти. Благодаря этому я научилась складывать и вычитать. Для изучения дробей у моего учителя было деревянное яблоко, разрезанное на четыре части, и деревянная груша, разрезанная пополам. Благодаря им я узнала понятие четверти и половины.
  6. У меня был самый худший почерк в классе. Многие дети-аутисты имеют проблемы с контролем моторики рук. Порой аккуратный почерк — очень тяжёлая работа. Это может полностью расстроить ребёнка. Чтобы уменьшить разочарование и помочь ребёнку получать удовольствие от письма, пусть он печатает на компьютере. Печатать часто намного проще.
  7. Некоторые дети-аутисты легче учатся читать с помощью фонетики, а другие лучше всего запоминают целые слова. Я обучалась с помощью фонетики. Мама научила меня правилам фонетики, а потом заставила произносить слова. Дети с большим количеством эхолалии часто обучаются лучше, если карточки и иллюстрированные книги используются так, чтобы целые слова были связаны с картинками. Важно иметь изображение и печатное слово на одной стороне карточки. При обучении существительным ребёнок должен слышать, как вы говорите слово, и просматривать изображение и печатное слово одновременно. Примером обучения глаголу может служить удержание карточки с надписью "прыгать": вы будете прыгать вверх и вниз, говоря "прыгать".
  8. Когда я была ребёнком, громкие звуки, такие как школьный звонок, причиняли боль моим ушам, как дрель дантиста, поражающая нерв. Дети с аутизмом должны быть защищены от звуков, вредящих ушам. Звуки, которые вызовут больше всего проблем, — это школьные звонки, акустические системы, зуммеры на табло в тренажёрном зале и звук стульев, скребущих по полу. Во многих случаях ребёнок сможет вынести звонок или зуммер, если его слегка приглушить, набив тканями или заклеив скотчем. Стулья, скребущие по полу, можно заставить замолчать мягкими наклейками на концах ножек (войлок, ковролин). Ребёнок может бояться определенной комнаты, потому что он боится, что может внезапно подвергнуться визжащей обратной связи микрофона. Боязнь страшного звука может вызвать плохое поведение. Если ребёнок закрывает уши, это показатель того, что определённый звук режет уши. Иногда чувствительность ребёнка к определенному звуку, например пожарной сигнализации, может быть снижена путём записи звука на магнитофон. Это позволит ребёнку инициировать звук и постепенно увеличивать его громкость. Ребёнок должен иметь контроль над воспроизведением звука.
  9. Некоторые аутичные люди обеспокоены визуальными отвлекающими факторами и флуоресцентными лампами. Они могут видеть мерцание электрических ламп с частотой 60 Гц. Чтобы избежать этой проблемы, поместите стол ребёнка рядом с окном или старайтесь избегать использования люминесцентных ламп. Если их нельзя избежать, то используйте самые новые лампочки, которые только вы найдёте. Новые лампочки мерцают меньше. Мерцание флуоресцентных ламп также можно уменьшить, поставив лампу со старомодной лампой накаливания рядом со столом ребёнка.
  10. Некоторые гиперактивные аутичные дети, которые все время ёрзают, часто будут спокойнее, если им дать мягкий утяжелённый жилет. Давление от одежды помогает успокоить нервную систему. Давление меня сильно успокаивало. Для достижения наилучших результатов жилет следует носить в течение двадцати минут, а затем снять на несколько минут. Это мешает нервной системе адаптироваться к нему.
  11. Некоторые люди с аутизмом лучше реагируют и улучшают зрительный контакт и речь, если учитель взаимодействует с ними, когда они качаются на качелях или завёрнуты в мат. Сенсорный ввод от качания или давления от мата иногда помогает улучшить речь. Качели всегда должны выглядеть как забавная игра. К ним никогда нельзя принуждать.
  12. Некоторые дети и взрослые могут петь лучше, чем говорить. Они могут лучше реагировать, если им поют слова и предложения. Некоторые дети с повышенной чувствительностью к звуку лучше реагируют, если учитель говорит с ними тихим шёпотом.
  13. Некоторые невербальные дети и взрослые не могут обрабатывать визуальные и слуховые сигналы одновременно. Они являются одно-канальными. Они не могут видеть и слышать одновременно. Они не должны смотреть и слушать одновременно. Им должно быть дано либо визуальное, либо слуховое задание. Их незрелая нервная система не способна обрабатывать одновременно зрительную и слуховую входящую информацию.
  14. У более старших невербальных детей и взрослых прикосновение нередко является их самым надёжным чувством. Там им часто легче воспринимать. Буквам можно научить, позволяя им ощущать пластиковые буквы. Они могут узнать свой ежедневный график, прикасаясь к объектам за несколько минут до запланированной деятельности. Например, за пятнадцать минут до обеда дайте человеку подержать ложку. Пусть он подержит игрушечную машинку несколько минут, прежде чем садиться в неё.
  15. Некоторым детям и взрослым с аутизмом будет легче учиться, если клавиатуру компьютера поместить близко к монитору. Это позволяет одновременно видеть клавиатуру и экран. Некоторые люди испытывают трудности с запоминанием, если они должны смотреть вверх после того, как нажали клавишу на клавиатуре.
  16. Невербальным детям и взрослым будет легче ассоциировать слова с картинками, если они увидят напечатанное слово и картинку на карточке. Некоторые люди не понимают рисованных картинок, поэтому рекомендуется сначала работать с реальными объектами и фотографиями. Изображение и слово должны быть на одной стороне карточки.
  17. Некоторые аутичные люди не знают, что речь используется для общения. Изучение языка может быть облегчено, если языковые упражнения способствуют общению. Если ребёнок просит чашку, то дайте ему чашку. Если ребёнок просит тарелку, когда он хочет чашку, дайте ему тарелку. Человек должен научиться тому, что, когда он говорит слова, происходят конкретные вещи. Человеку с аутизмом легче узнать, что его слова неправильны, если неправильное слово привело к неправильному объекту.
  18. Многие люди с аутизмом испытывают трудности с использованием компьютерной мыши. Попробуйте манипулятор (трекбол), который имеет отдельную кнопку для нажатия. Аутистам с проблемами управления движением рук очень трудно удерживать мышь во время щелчка.
  19. Дети, которые испытывают трудности с пониманием речи, с трудом различают твёрдые согласные звуки, такие как Д — "в дом" и Л — "в лом". Мой учитель речи помог мне научиться слышать эти звуки, растягивая и произнося твёрдые согласные звуки. Несмотря на то, что ребёнок, возможно, и прошёл тест на слух, он всё ещё может испытывать трудности с аудиальным восприятием твердых согласных. Дети, которые говорят гласными, не слышат согласных.
  20. Несколько родителей сообщили мне, что использование субтитров на телевидении помогло их ребёнку научиться читать. Ребёнок смог прочитать подписи и сопоставить напечатанные слова с устной речью. Запись любимой программы с субтитрами была бы полезна, потому что её можно воспроизводить снова и снова и останавливать.
  21. Некоторые аутичные люди не понимают, что компьютерная мышь перемещает стрелку на экране. Они могут легче понять это, если к мыши будет приклеена бумажная стрелка, которая выглядит точно так же, как стрелка на экране.
  22. Дети и взрослые с проблемами визуальной обработки могут видеть мерцание на компьютерных мониторах телевизионного типа. Они могут иногда лучше воспринимать ноутбуки и ЖК-дисплеи, которые меньше мерцают.
  23. Дети и взрослые, которые боятся эскалаторов, часто имеют проблемы со зрением. Они боятся эскалатора, потому что не могут определить, когда входить или выходить. Эти люди также могут быть не в состоянии переносить люминесцентные лампы. Для них могут быть полезны цветные очки Irlen.
  24. Людям с проблемами визуальной обработки часто легче читать, если чёрный текст печатается на цветной бумаге, чтобы уменьшить контраст. Попробуйте светло-коричневую, светло-голубую, серую или светло-зелёную бумагу. Экспериментируйте с разными цветами. Избегайте ярко-жёлтого — это может повредить глаза человека. Цветные очки Irlen также могут облегчить чтение.
  25. Обучение обобщению часто является проблемой для детей с аутизмом. Чтобы научить ребёнка обобщать принцип не перебегать улицу, его нужно учить в самых разных местах. Если его обучают только в одном месте, ребёнок будет думать, что правило применимо только к одному конкретному месту.
  26. Общей проблемой может быть то, что ребёнок в состоянии использовать туалет правильно дома, но отказывается использовать его в школе. Это может быть связано с неузнаваемостью туалета. Хильда де Клерек из Бельгии обнаружила, что ребёнок-аутист может использовать небольшую несущественную деталь, чтобы распознать такой объект, как туалет. Чтобы найти эту деталь, нужна детективная работа. В одном случае мальчик использовал только туалет дома, и у туалета было чёрное сиденье. Его родители и учитель смогли заставить его использовать туалет в школе, покрыв белое сиденье чёрной лентой. Затем лента постепенно удалялась, и туалеты с белыми сиденьями потом стали признаны туалетами.
  27. Последовательность очень трудна для людей с тяжёлым аутизмом. Иногда они не понимают, когда задача представляется в виде серии шагов. Эрготерапевт успешно научил невербального аутичного ребёнка использовать горку на игровой площадке, проведя его тело через лестницу и спустив его с горки. Обучение может быть через ощущения и движение, а не просто демонстрацию чего-то визуально. Надевать обувь можно научить аналогичным образом. Учитель должен положить свои руки поверх рук ребенка и перемещать руки ребенка по его ноге, чтобы он чувствовал и понимал форму своей ноги. Следующий шаг — ощущение внутренней и внешней стороны скольжения обуви. Чтобы надеть обувь, учитель направляет руки ребёнка к обуви и, используя метод "рука об руку", надевает обувь на ногу ребёнка. Это позволяет ребёнку почувствовать всю задачу надевания обуви.
  28. Вычурное питание является общей проблемой. В некоторых случаях ребёнок может быть зациклен на детали, которая идентифицирует определённую пищу. Хильда де Клерк обнаружила, что один ребёнок ел бананы марки Chiquita только потому, что зациклился на этикетках. Другие фрукты, такие как яблоки и апельсины, были легко приняты, когда на них были нанесены этикетки Chiquita. Попробуйте положить разные, но похожие продукты в коробку с хлопьями или другую упаковку любимой еды. Другая мать добилась успеха, положив домашний гамбургер с пшеничной булочкой в пакет Mcdonald's.

Переводчик: Светлана Кудашова

Представленный выше материал — перевод текста "Teaching Tips for Children and Adults with Autism".