You are here

Как объяснить аутизм детям

Иногда сложно объяснить маленькому ребёнку, что такое аутизм. Аутичные дети в конце концов замечают, что они отличаются от остальных, и хотят знать, почему. Неаутичные дети в итоге видят, что аутичный человек отличается от остальных, и у них возникают вопросы о том, что представляет из себя аутизм, и как на него реагировать. Понимание особенно важно, если у Вас есть аутичный член семьи. Предоставление информации и доброта помогут сгладить конфликты и непонимание в Вашем доме.

Способ 1. Объяснять аутизм в общем


Explain-Autism-to-Children-Step-1

1. Не пугайтесь использовать слово "аутизм". Если Вы попытаетесь скрывать аутизм ребёнка или обсуждать его шёпотом, то тогда он усвоит то, что это — что-то постыдное или плохое. Вы можете употреблять слово "аутизм" в его присутствии даже до достижения возраста, в котором возможно его понимание. Многие родители беспокоятся о возможном уроне самооценке ребёнка в том случае, если ему скажут о диагнозе. Однако, дети в конце концов поймут, что они отличаются от остальных, и сокрытие правды им не поможет.

  • Некоторые дети начинают задавать вопросы раньше, чем другие. Как правило, если Ваш ребёнок начинает задавать вопросы, то это может быть хорошей возможности начать объяснения.
  • Обычно как только аутичные дети попадают в окружение сверстников в школе, они понимают, что они ведут себя иначе, и с ними обращаются иначе, чем с остальными. И им нужно знать, почему, или они могут подумать, что с ними что-то не так.


Explain-Autism-to-Children-Step-2

2. Выучите ключевую информацию про аутизм. Сложно объяснить что-либо, если Вы даже сами этого не понимаете. Уделите время изучению темы, и Вы будете знать основополагающие сведения и отвечать на простейшие вопросы. По тематике аутизма написано множество замечательных книг, и они могут помочь объяснить Вам диагноз своему ребёнку.[1]

  • Узнайте у аутического сообщества о письменных рекомендациях. Ищите книги и очерки, написанные аутичными людьми, в качестве первоисточника. Рассматривайте книги, написанные неаутичными членами семьи, как вторичные источники.
  • В части литературы об аутизме говорят в очень негативном ключе, рассматривая аутичных людей как бремя для своих семей. Поэтому относитесь к Вашим источникам информации критично и опирайтесь на собственные суждения при выборе материалов для чтения.


Explain-Autism-to-Children-Step-3

3. Будьте готовы к неоднократному возврату к этому разговору. Ваш ребёнок, возможно, вернётся к нему с новыми вопросами, и у Вас будет много возможностей просвещать его. Не думайте, что Вам нужно втиснуть всю информацию в один разговор. Совершенно нормально через какое-то время возвращаться к этому разговору.[2]

  • Всегда будьте готовы к возврату к разговору. Напоминайте Вашему ребёнку, что Вы здесь на тот случай, если у него есть вопросы. Скажите что-нибудь вроде: "Если ты захочешь узнать больше, просто спроси. Иногда тебя может поставить в тупик то, почему ты отличаешься от других людей, и я всегда здесь и готова это объяснить."
  • Во многих случаях ребёнок узнаёт самое важное об аутизме, задавая вопросы по мере их появления. И бывает, что Вы не всегда знаете ответ. Вы можете сказать "я не знаю", и поискать ответ или позже спросить у кого-нибудь.


Explain-Autism-to-Children-Step-4

4. Ведите обсуждение в позитивном ключе. Найдите инклюзивные детские книги и фильмы, особенно созданные аутичными людьми. С их помощью может быть весело и легко познакомить с идеями разнообразия и принятия. Вам определённо не нужно видение Вашим ребёнком аутичных особенностей как негативных. Вместо этого обращайте внимание на то, насколько они уникальные, особенные и ценные.

  • Убедитесь в том, что ребёнок знает, что нет ничего плохого в том, чтобы быть инвалидом. Говорите что-нибудь вроде "аутизм — это то, почему некоторые вещи так трудны для тебя, вроде громких кухонь или завязывания своих шнурков, но и то, почему у тебя хорошо получаются некоторые другие вещи. Например, правописание и запоминание фактов о кошках. Ты отличаешься от остальных, и это нормально".
  • Напоминайте Вашему аутичному ребёнку, что он не один. Расскажите ему, что в мире есть множество аутичных детей (и аутичных взрослых). Если Ваш ребёнок включён в среду типично развивающихся сверстников, убедитесь, что у него есть возможность встретить других аутичных людей.
  • Дайте чётко понять, что обычный посыл в детстве "будь собой" относится и к аутичным людям, и Вашему ребёнку не нужно скрывать то, кем он является. Дайте чётко понять, что Вы гордитесь Вашим ребёнком.


Explain-Autism-to-Children-Step-5

5. Говорите нейтральным, принимающим тоном. Ваше отношение поможет сформировать мнение Вашего ребёнка об аутизме. Говорите о нём с такой же интонацией, с которой Вы объясняете, зачем машинам колёса, или почему Вы ходите в продуктовый магазин каждую неделю. Это даёт понять, что аутизм не так страшен, и не является поводом для беспокойства.

  • "Иной" не означает "лучше" или "хуже". Луна Роза, член аутического сообщества и писатель, добавляет: "Своей сестре я всегда говорю, что каждый мозг работает немного по-своему. Аутичные мозги, в частности, более чувствительные, во всех аспектах и до самого ствола. Мой специалист по аутизму говорит, что аутичный мозг – это самый чувствительный мозг в мире из найденных".


Explain-Autism-to-Children-Step-6

6. Объясните основополагающие вещи, связанные с аутизмом. Важно начинать с простейшего. Концентрируйтесь на том, что наиболее актуально для Вашего ребёнка. Это зависит от человека, и если речь о ком-то, кого знает Ваш ребёнок, ещё и от того, насколько близок ему этот человек.

  • Объясните, почему брат или сестра ведут себя иначе. Например, скажите что-нибудь вроде: "Потому что твоя сестра аутична, и иногда ей нужно побыть в тишине, и она расстраивается, когда другие люди трогают её без разрешения".
  • Объясните, что аутизм — это тип мозга, а не выбор или не болезнь. Вы можете сказать: "Люси родилась неаутичной, а ты родился аутичным. Это означает, что ты отличаешься от остальных, и это нормально. Некоторые вещи очень трудны для тебя, а некоторые вещи даются легче".


Explain-Autism-to-Children-Step-7

7. Пользуйтесь метафорами. Метафора может помочь ребёнку выработать лучшее понимание аутизма. Подумайте, какими метафорами Вы можете объяснить своему ребёнку, как его собственный мозг или мозг кого-то, кого он любит, работает иначе.[3]

  • Аналогия с тостером и феном популярна в аутическом сообществе. Например, "давай представим, что мозг твоего брата работает как тостер. Тостер — важный инструмент, с помощью которого можно решить много насущных проблем. Твой мозг работает как фен, и он — тоже полезный инструмент. Однако, крайне проблематично сделать тост с помощью феном, равно как у тебя не получится высушить волосы тостером. У каждого из них своя особая роль в мире. Они просто очень разные".[4]


Explain-Autism-to-Children-Step-8

8. Говорите о некоторых сильных сторонах, связанных с аутизмом. Укажите на несколько сильных сторон, которые есть у этого конкретного аутичного человека, и кратко объясните их. Это даст ребёнку знать, что в аутизме не всё плохо, и что ему не нужно сожалеть из-за того, что он — аутичный человек.

  • "Аутизм — это то, почему ты так преуспеваешь в математике, и то, почему у тебя такое богатое воображение".
  • "Алекс разбирается в компьютерах, и знает многое о кошках, потому что у него аутизм. У него есть как чудесные, так и трудные стороны".


Explain-Autism-to-Children-Step-9

9. Дайте ясно понять, что это нормально — быть иным. Нет ничего "плохого" или "неправильного" в аутичных людях, и они могут быть самими собой, как и все прочие люди. Поощряйте неаутичных детей в открытости новому и в принятии по отношению к аутичным людям. Напоминайте аутичным детям, что нормально бороться за это, и что аутизм не делает их плохими.

  • Поощряйте Ваших детей задавать вопросы и будьте терпеливы, если они не понимают ответов.


Explain-Autism-to-Children-Step-10

10. Говорите неаутичным детям о том, как реагировать. Вы можете рассказать другим детям, как можно помочь близкому им аутисту. Кратко объясните, что они могут сделать для качественного взаимодействия, и как они могут помочь аутичному человеку почувствовать себя комфортно. Давайте взгляд изнутри на мир аутичного человека, чтобы сделать объяснения доступнее.

  • Вы можете говорить вещи вроде: "Если твой друг зажимает уши, то это значит, что ему нужно побыть в тишине. Ты можешь помочь ему оказаться в тишине, и дать взрослым знать, что может понадобиться помощь".
  • Также объясняете любое поведение, способное привести в замешательство ребёнка. Например, "Рениша трясёт своими руками, когда она в восторге, потому что она аутична. Это нормально при аутизме, и это означает, что ей хорошо".


Explain-Autism-to-Children-Step-11

11. Предостерегайте сведущего в компьютерах ребёнка от поиска информации по аутизму. В Интернете полно негативных и дезориентирующих источников вроде Autism Speaks. Это может привести к тому, что аутичный ребёнок начнёт стыдиться самого себя, или неаутичный ребёнок подумает, что аутичные люди — это бремя.

  • У аутичного ребёнка, сталкивающегося с негативным отношением к аутизму, понижается самооценка или даже возникает ненависть к себе. Можно бороться с этим, хваля сильные стороны ребёнка, а также учить его тому, что каждый человек важен и заслуживает любви, включая аутистов.

Способ 2. Объяснять повседневную жизнь.

Если в Вашей семье есть как аутичные, так и неаутичные члены, то может возникать некоторое непонимание по мере того, как дети растут и начинают замечать различия.


Explain-Autism-to-Children-Step-12

1. Разъясняйте основополагающие правила. Объясните, почему в Вашей семье есть отличающиеся от обычных правила, и почему они важны. Неаутичные дети не понимают интуитивно, почему некоторые вещи могут расстраивать или даже быть болезненными для аутичных членов семьи. И поэтому так важно это объяснять.

  • Например, "так как мама аутичная, то громкие шумы могут делать ей больно, когда она в напряжении. Когда это случается, она идёт в свою комнату, чтобы расслабиться. Если мама в своей комнате, то важно оставить её наедине, чтобы она могла быстрее почувствовать себя лучше".
  • Поощряйте Ваших детей устанавливать границы вроде "я не хочу, чтобы меня трогали" или "мне нужно побыть в тишине". Для аутичных детей крайне важно знать, как защищать себя, и неаутичные дети также могут получить пользу от подобных навыков (а также научиться принимать аутичных членов семьи всерьёз).


Explain-Autism-to-Children-Step-13

2. Объясняйте различия в работе по дому и в ожиданиях. Неаутичные дети могут ощущать расстройство или ревность, если их аутичный брат или сестра не так активно помогает по дому, как они. Если они расстраиваются, объясните, почему так происходит.

  • Подчёркивайте то, что домашние обязанности зависят от способностях, а не на возрасте. И аутичному ребёнку может потребоваться крайне много усилий, чтобы делать домашние дела, и поэтому нормально, что он меньше вовлечён в них или вовсе ими не занят.
  • Объясните другим своим детям, что терапия — это работа, и она отличается от игры. Например, "я знаю, что тебе может показаться, что сестра просто играет, но на самом деле это довольно трудное занятие для ней. Она пытается выучить некоторые навыки, которые не даются ей легко. Это и есть домашние дела для неё, прямо как для тебя уборка в своей комнате. Это просто другое".
  • Всегда давайте уверенно понять Вашему аутичному ребёнку, что он важен. Напоминайте ему, что принадлежность к семье не зависит от делания каких-то вещей, и что ребёнок вносит свой вклад своим собственным, но важным способом.


Explain-Autism-to-Children-Step-14

3. Уделяйте внимание в равной степени, насколько это возможно. Иногда это сложно. Аутичные дети часто нуждаются в особом внимании. Убедитесь в том, что Вы распределяете время настолько равномерно, насколько это возможно. Уделяйте внимание тет-а-тет каждому из Ваших детей персонально.

  • Возьмите за правило давать знаки душевной теплоты каждому из Ваших детей. Говорите вещи вроде "я по-настоящему горжусь тобой" и "ты замечательно поработал на том занятии".
  • Когда у Вас есть время, проводите его наедине с каждым из Ваших детей, особенно с теми, которые в последнее время не получили от Вас много внимания. Порой это трудно спланировать, но попытайтесь выкроить время тет-а-тет несколько раз в неделю.


Explain-Autism-to-Children-Step-15

4. Подбадривайте Вашего аутичного ребёнка. Аутичные дети боятся быть бременем, или беспокоятся, что они недостаточно хороши. Это особенно проблематично, если все вокруг фокусируются на их недостатках. Избегайте превращения текущих проблем ребёнка в серьёзный повод для беспокойства, и работайте над его сильными сторонами, равно как и над слабыми.

  • Не устраивайте большую проблему из-за потребностей Вашего ребёнка. Если Ваш ребёнок не может с чем-то справиться, спокойно предложите альтернативу. С таким подходом будет менее вероятным развитие чувства вины из-за инвалидности.
  • Убедитесь в том, что у Вашего ребёнка есть время, когда он предоставлен сам себе, то есть оно не занято терапевтическими целями. Вы когда-нибудь проводите весело время вместе с ним, или каждое Ваше взаимодействие посвящено работой над чем-то?
  • Дайте Вашему ребёнку свободное время просто на игру, без подталкиванию к предопределённым целям. У него должна быть возможность в том числе наслаждаться детством. (И Вам не надо проводить следующее десятилетие, возя своего ребёнка от одного терапевта к другому. Вы тоже имеете право расслабиться.)
  • Поощряйте ребёнка в развитии его сильных сторон и специальных интересов.


Explain-Autism-to-Children-Step-16

5. Регулярно подбадривайте Вашего неаутичного ребёнка. Ваши неаутичные дети могут временами чувствовать себя расстроенными или обескураженными. Они могут чувствовать, что их братья или сестры получают больше внимания. Убеждайте их регулярно в том, что их ценят, но у них другие потребности. Скажите что-нибудь вроде: "Мы любим всех одинаково. Люси иногда нуждается в дополнительной помощи, в которой не нуждаешься ты. Мы помогаем людям, которые в этом нуждаются, и Люси часто нуждается в этом больше".


Explain-Autism-to-Children-Step-17

6. Найдите деятельность, которая будет в радость каждому. Некоторые семейные времяпровождения могут быть за пределами возможностей её аутичных членов. Если громкие шумы беспокоят Ваших аутичных близких, то, например, поход на фильм может принести много стресса. Попытайтесь найти компромисс и найти занятие, которое всем будет по душе.

Например, если громкие кинотеатры пугают аутичных членов Вашей семьи, то просмотр фильмов дома в вечернее время будет намного более комфортабельным.

Советы

  • Проследите за тем, как Ваш неаутичный ребёнок взаимодействует с аутичным ребенком, и убедитесь, что Ваш ребёнок ведет себя уважительно. При каждом общении с аутичным ребёнком ведите себя подобающим образом.
  • Убедитесь, что аутичные дети знают, что аутизм не плохой, а отличный подарок. Если они чувствуют себя подавленными, покажите им список известных аутичных людей, чтобы показать, что аутизм не разрушил их.

Предупреждения

  • Возможно, Ваш ребёнок захочет порасспрашивать аутичного человека. Деликатно остановите его, кроме случая, когда Вы точно знаете, что аутичный человек не против вопросов. Если аутичный человек готов отвечать, то научите ребёнка различать назойливые приставания (например, "а у всех аутистов есть пупки?") и полезные вопросы (например, "беспокоит ли Вас запах острого перца в моём блюде? может мне съесть его в первую очередь, чтобы Вам не пришлось дольше его нюхать?").
  • Старайтесь адекватно доносить информацию о важности пространства для аутичного ребёнка, иначе Ваш ребёнок решит, что лучше вообще избегать аутичных детей, оставляя их в одиночестве. Поощряйте Вашего ребёнка общаться с аутичными детьми, если они готовы к этому или задают вопросы.

Ссылки:
[1]↑ https://www.iidc.indiana.edu/pages/getting-started-introducing-your-child-to-his-or-her-diagnosis-of-autism-or-asperger-syndrome-article
[2]↑ https://www.iidc.indiana.edu/pages/getting-started-introducing-your-child-to-his-or-her-diagnosis-of-autism-or-asperger-syndrome-article
[3]↑ "http://www.autismspectrumexplained.com/explaining-autism-to-kids.html
[4]↑ https://adiaryofamom.com/2010/10/04/a-hairdryer-kid-in-a-toaster-brain-world

Представленный выше материал — перевод текста "How to Explain Autism to Children"

Subscribe to Comments for "Как объяснить аутизм детям"