You are here

Клэр Мэдж о доступности музеев для людей с аутизмом


museum

Клэр Мэдж, волонтёр в Музее Лондона (Museum of London), член консультационной группы в Музее Хорнимана (Horniman Museum) и музейный блогер, рассказывает, как в некоторых музеях реализуются такие инициативы как раннее открытие и сенсорные сумки для устранения барьеров, с которыми аутичные люди могут столкнуться при посещении.

Аутизм и музей

В последние годы крупные и небольшие музеи проделали серьёзную работу в плане улучшения физического доступа в свои здания и интеллектуального доступа к коллекциям. В музейных программах регулярно появляются аудиогиды и переводы на жестовый язык.

Поддержка семей с аутичными детьми тоже постепенно становится принятой практикой, хотя для взрослых аутичных людей по-прежнему не хватает программ. Это особенно грустно, так как музеи могут предложить довольно много с точки зрения опыта работы и потенциального волонтёрства, а аутичные люди, в свою очередь, могут многое предложить музеям.

Барьеры для аутичных посетителей

Аутичные посетители могут столкнуться в музее со следующими барьерами:

  • Поездки в музей и обратно на общественном транспорте могут стать препятствием из-за проблем с сенсорным восприятием и тревогой.
  • Неизвестность: галереи отличаются друг от друга, потому сложно представить, что будет в музее.
  • Возможная сенсорная перегрузка: переход от ярких к слабо освещённым галереям, сопровождающий выставки звук, шумные кафе, звуки от других посетителей и сушилки для рук в туалетах.
  • Перемещение по большим и запутанным физическим пространствам, где трудно найти выход или туалеты, когда это необходимо.
  • Очереди в праздники, каникулы, выходные дни.
  • Отсутствие поддержки и даже осуждение от персонала, неосведомлённого об аутизме.
  • Магазины часто размещают около входа и выхода, и их трудно обойти.

Есть множество недорогих способов, с помощью которых в музеях можно создать более благоприятную атмосферу, а веб-сайт музея станет ключевым средством коммуникации для предоставлении информации перед посещением:

  • сенсорные карты, на которых отмечены тихие и шумные зоны;
  • часы наименьшего потока посетителей;
  • доступные для скачивания визуальные (социальные) истории, в которых есть изображения входа в музей, одежды сотрудников и информация о проходящих мероприятиях.

Рекомендации по предоставлению дружественного аутизму опыта

Дополнительные возможности, которые может предоставить музей.

Раннее открытие
В музеях с постоянно большим потоком посетителей можно организовывать посещение до открытия для широкой публики. Часы раннего доступа для аутичных людей есть в следующих больших британских музеях: Science Museum, Natural History Museum, Manchester Museum, Great North Museum.

Прежде чем организовать раннее посещение, нужно учесть несколько аспектов:

  • Проконсультируйтесь с местными организациями по аутизму, обратитесь за советом и обратной связью. Музей Науки (Science Museum) работал с Саутворкским отделением Национального Сообщества Аутизма (NAS).
  • Проведите обучение всего персонала. Например, Музей естествознания (Natural History Museum) провёл тренинги и для охраны (в числе прочих сотрудников). Можно провести и менее формальное обучение — посетить мероприятие, посвящённое аутизму, и получить там опыт (например, можно побывать на дружественном аутизму спектакле "Король Лев"). Стоимость обучения может быть небольшой. Например, начните с показа видео об аутизме от Национального Сообщества Аутизма (NAS) и постепенно углубляйте знания. Также тренинги можно провести в организациях аутичных правозащитников, где могут высказать полезные идеи.
  • Обеспечьте поддержку с помощью визуальной (социальной) истории, в день посещения имейте распечатанные экземпляры. Помогайте взрослым и детям. Например, давайте информацию об открытых залах и времени, когда музей откроется для широкой публики.
  • Выберите место, где можно передохнуть и расслабиться, или создайте временное место сенсорной разгрузки. В Музее естественной истории и в Музее науки для ранних утренних посещений есть такое сенсорное пространство с мягкими подушками, специальным светом и сенсорными игрушками.
  • Предлагайте разные мероприятия, не ограничивайтесь тем, что, по вашему мнению, понравится аутичным посетителям. В Science Museum устраивали встречи в вечерние часы для аутичных людей в возрасте от 16 до 25 лет. На этих встречах раскрашивали эмблемы космических миссий, паяли, проводили лекцию по дизайну мобильных телефонов.
  • Наиболее важный элемент успешной программы — получение обратной связи от семей, оценка и постоянное развитие мероприятия, для того чтобы убедиться в удовлетворённости целевой аудитории.

Сумки/рюкзачки с набором
Не во всех музеях есть возможность организовать ранний доступ. И потому нужно подумать, как помочь семьям с аутичными детьми чувствовать себя желанными посетителями в любое время.

Музей детства в Лондоне (филиал Музея Виктории и Альберта) предлагает семейные рюкзаки, предназначенные специально для аутичных посетителей, а Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) предлагается сенсорный рюкзак, который используют во время посещения отдела керамики.

Важные моменты:

  • Проконсультируйтесь с группой аутичных людей, они помогут протестировать предметы и предложат свои варианты наполнения.
  • В рюкзачки можно положить предметы для защиты от сенсорной перегрузки, например наушники, карточки PECS.
  • Содержание сумок/рюкзачков должно быть связано с посещением: помогать ориентироваться в музее и рассказывать его историю.

5 рекомендаций профессионалам: дружелюбный музей для людей с аутизмом

  1. Проводите мероприятия регулярно, а не один-два раза в год. Постоянно узнавайте больше об аутизме и будьте дружественными к аутичным людям всегда, а не только во время специального события или в определённый день. Именно хорошая осведомлённость и регулярность позволяют аутичным посетителям обрести уверенность: визиты можно начать в дни и время, когда посещаемость минимальная, а затем перейти к посещению музея в любое время.
  2. Работайте с аутичными людьми, не только приглашая их посетить мероприятия. Подумайте о сотрудничестве с молодёжной группой или о группе по доступности музея, чтобы создать долгосрочные изменения. Совместная работа по созданию выставок приносит много пользы и музею, и аутичным людям, включая наличие примеров для подражания и способствуя установлению прочных связей.
  3. Хорошая коммуникация между сотрудниками имеет большое значение. Не очень-то хорошая идея потратить время на создание визуальной (социальной) истории, если работники на входе не знают о её наличии, или рекламировать наличие сенсорной сумки, если её не выдают посетителям. Объясните своим сотрудникам, почему семьям, в которых есть аутичные дети или взрослые, может понадобиться дополнительная поддержка (это в той же степени касается и старшего руководства). Слаженно работающая команда — мощная сила для внесения новшеств. Прежде чем вы начнете думать о надёжных каналах общения с посетителями, наладьте коммуникацию между сотрудниками музея.
  4. Подумайте о технологиях и о том, как можно использовать их в музее. Идите в ногу со временем. К примеру, много говорится о пользе игры Minecraft для аутичных детей и о её способности развивать социальные навыки. Не бойтесь использовать подобные технологии для знакомства с музейным пространством. Приложения на смартфонах и планшетах могут отвлечь людей, которые тревожатся при посещении незнакомого места. Технологии могут стать мостом, который облегчит первые визиты.
  5. Не бойтесь попробовать, не бойтесь ошибиться. Каждый аутичный человек — ребёнок или взрослый — индивидуален, потому не всегда вы сделаете всё правильно, но это не значит, что не нужно пытаться. Музеи переживают трудные финансовые времена, их персонал перегружен, но обращение к аутичным семьям и приветствие аутичных взрослых зачастую означает огромные перемены в обособленном сообществе. Музеи предназначены для всех, но не каждый может их посетить, и иногда требуется просто немного времени и немного осмысления, чтобы сломать существующие барьеры.

Представленный выше материал — перевод текстов "Autism in museums" и "Top 5 autism tips for professionals: autism-friendly museums".