You are here

8 советов о том, как переодеть ребёнка с аутизмом при смене сезонов


trees

Теперь, имея гораздо лучшее представление о сенсорных проблемах моего сына, я понимаю, как ему трудно переодеваться со сменой времён года. Из шорт в брюки. Из сандалий в носки и ботинки. Из футболки в свитер или зимнюю куртку. И тому подобное. И в обратном порядке. Помню, как в ноябре он носил кроксы, у меня не получалось уговорить его надеть носки и ботинки, как бы при этом ни мёрзли его ноги. Зимние куртка и штаны? Я отчётливо помню двухчасовой мелтдаун. Несомненно, у многих из вас были подобные трудности. Учитывая его сенсорные проблемы, нам повезло, что на людях сын вообще носит одежду, — что говорить о смене одежды, к которой он привык!

Потребовалось некоторое время, чтобы выяснить какие изменения в одежде даже не обсуждаются, какие споры вызваны предпочтениями моего сына, которые я просто не смогла заметить и потому уважать, а какие проблемы — результат рутины и вообще не связаны с сенсорными ощущениями. Ответы дали понимание, что мне делать, чтобы помочь сыну подготовиться и принять необходимые изменения, и что делать, чтобы уважать его вкусы и предпочтения в одежде, которые он просто не мог выразить.

Вот некоторые наши приёмы.

1. Варианты

Когда-то я пропихивала изменения потихоньку, но затем взяла на вооружение подход, который облегчал его привыкание к новым текстурам.
Оказалось, что предложить варианты — это хороший способ иметь дело с моим малышом, но при этом надо убедиться, что один из вариантов совершенно неприемлем для него. Похоже, это изменяет его мысли с "то, что ты предлагаешь мне носить, столь разительно отличается от того, к чему я привык" на "я выберу вариант, который ближе всего к тому, что я носил". То есть увидеть сходство в обновке в противоположность тому, чтобы замечать только различия. Например, если моему сыну нужна новая пара ботинок, я предлагаю ему одну пару, сходную с той, которую он уже носит или носил в предыдущие годы (мы привержены одному бренду, и мой сын носит похожие ботинки из года в год), и одну пару, о неприемлемости которой в плане стиля и/или цвета я знаю. И теперь мы меняем ботинки одномоментно вместо того, чтобы пытаться постепенно приучить его к новым ботинкам. Это сработало почти для всего, включая зимнюю обувь. Мы храним небольшой набор обуви на размер больше, чтобы справиться с возможным ростом ноги посреди сезона.

2. Шапки

Наш сын совершенно не любит шапки, поэтому мы всегда следим, чтобы у его зимней куртки, толстовки и другой одежды были капюшоны. Он отдаёт им очень большое предпочтение.

3. Шорты и брюки

В один год у меня было масса трудностей с переходом от шорт к брюкам и наоборот. Я не могла обнаружить какой-либо закономерности или логики в его предпочтениях в одежде, пока подруга не сказала мне, что её типично развивающийся сын носит брюки и шорты только с эластичными резинками, потому что опасается, что не сможет снять штаны с пуговицей в туалете. Оказалось, что моему сыну нравились только те брюки, которые он был в состоянии снять легко и без посторонней помощи, хотя он и не мог сказать мне об этом. Полный переход к брюкам и шортам с эластичной резинкой в поясе решил и мои проблемы тоже! Некоторые из предпочтений нашего малыша могут не особо сильно отличаться от таковых у типично развивающихся детей. И хотя я, возможно, никогда не узнаю этого наверняка, наблюдение за предпочтениями типично развивающихся детей, которые могут объяснить свои предпочтения, помогло.

4. Носки

Чтобы гарантировать привычность ощущений от носков нашему малышу после тёплого лета, мы посещаем игровые площадки в помещениях, чтобы дать ему причину с охотой их носить в летние месяцы.

5. Рубашки

В конце концов я переместила весь гардероб нашего сына в наш гардероб в прихожей, чтобы определить, что он выберет носить, и чтобы дать ему все возможности одеться. Возвращение в свою комнату после утренних дел для того, чтобы одеться, было ему не по душе, и он сопротивлялся всему процессу одевания. Это привело меня к убеждению, что у него не было подходящей ему одежды, но это было совсем не так. И возможность одеться сразу перед выходом на улицу не только прекратила баталии, но ещё и дала ему полную свободу выбора того, что носить, и я быстро выучила его предпочтения. Неприятие рубашек с длинными рукавами стало для меня наиболее важным открытием. Мой сын носит рубашки с короткими рукавами круглый год, и мы дополнительно надеваем толстовку зимой. Ко времени необходимости утепления он уже носит свои осенние толстовки и надевает зимнюю толстовку без проблем после выпадения снега. Другие важные открытия: никаких джинсов, как было сказано выше, вместо них — брюки и шорты с эластичными резинками в поясе, и по во возможности — все вещи синие. Похоже, его предпочтения цветов в одежде каким-то образом соотносятся с его пищевой чувствительностью: ничего яркого или красного! Мы работаем над этим и, когда можем, обеспечиваем ношение широкого спектра цветов. Вдобавок мой сын не любит рубашки с пуговицами, потому что это влияет на его независимость: он не может снять их, когда пожелает! И мы привержены рубашкам-поло.

6. Униформа

Рассматривая одежду для нашего высокочувствительного ребёнка, я хотела убедиться, что он может носить подходящую и для работы одежду. Возможно, покажется, что в столь юном возрасте такие соображения несколько избыточны, но детям может потребоваться некоторое время для привыкания к одежде, если их предпочтения в дальнейшем не будут соответствовать рабочей среде. Меня вполне устраивает ежедневная "униформа" нашего сына из поло и хлопчатобумажных брюк, поскольку они будут приемлемы в повседневной рабочей обстановке.

7. Перчатки и варежки

Годами наш малыш играл со снегом и лишь недавно начал понимать, что его руки мёрзнут, и стал просить перчатки. Он предпочитает перчатки потоньше, но, когда они надеты, он ведёт себя так, будто его руки парализованы.

8. Утеплённые штаны

Это очень сложно. Нам пришлось ждать, пока он настолько оценит игру со снегом, что ради неё преодолеет свою ненависть к этому предмету одежды. Свист, который он не любит, я заметила много лет назад и с дождевиками. Мне пришлось полностью отказаться от них, поскольку почти невозможно найти дождевик без свистящей внешней ткани. К счастью, наш сын любит быть на улице и ради этого носит утеплённые штаны. Один аспект: он предпочитает утеплённые штаны, которые похожи на обычные брюки. И мы не пользуемся лямками и подтяжками.

Автор текста: Наоми Анжелик Бартлетт — мать маловербального мальчика с аутизмом. В прошлом юрист, она — соучредитель и редактор Autism Cafe, бесплатного ресурса, предоставляющего тематическую информацию родителям детей с аутизмом. Также она основатель и разработчик Spectrum Adapted Music, комплексной адаптированной музыкальной программы, разработанной для того, чтобы научить невербальных детей с аутизмом играть на пианино.

Представленный выше материал — перевод текста "8 Tips for Changing Clothes with the Changing Seasons for the Child with Autism".