Развитие самоидентификации и гендерной идентичности — сложное время для большинства подростков. И это особенно актуально для подростков в спектре аутизма, поскольку они, как правило, познают себя медленнее, чем их нейротипичные ровесники.
Помогая клиентам в спектре аутизма исследовать свои самоидентификацию и гендер, психологи могут руководствоваться первоначальными клиническими рекомендациями, разработанными для подростков, у которых одновременно расстройство аутистического спектра и гендерная дисфория. Кратко, на ранней стадии рекомендуемые шаги включают в себя следующее:
- Выявлять и оценивать интенсивность гендерных самоощущений/остроту на протяжении всей терапии.
- Определить, являются ли проблемы гендерной дисфории/идентичности явными, всепроникающими и постоянными во времени.
- Определить, увеличиваются или уменьшаются проблемы гендерной дисфории/идентичности в связи с вмешательством.
- Обеспечить психообразование и изучение возможности различных гендерных идентификаций.
- По мере необходимости обеспечить базу для изучения гендерной проблематики и поддержку подростков в изучении возможности гендерного перехода.
- Развивать когнитивную гибкость, социальное и самосознание, гибкость исполнительных функций и мышления в целом, а также коммуникативные навыки.
Направляя и поддерживая подростков в исследовании своего гендера, нужно обеспечить их поддержкой и чувством свободы при изучении собственной идентичности, и в то же время предоставить психологам и родителям возможность развивать у подростка:
- когнитивную гибкость;
- социальную осведомлённость;
- самосознание;
- широту мышления;
- навыки общения.
Подросткам в спектре аутизма нужна благоприятная среда для самоидентификации и изучения гендера, в которой они будут неторопливо исследовать свою идентичность, чтобы минимизировать любые потенциальные риски психического и физического здоровья. Отсутствие осуждения, сочувствие, понимание и образование очень помогают подросткам, независимо от их идентичности, стать здоровыми взрослыми.
Ниже приведены примеры вопросов, которые помогут в изучении гендера:
- В том, чтобы быть мужчиной/женщиной, мне больше всего нравится...
- Мои друзья сказали бы, что я...
- Я действую уверенно, когда...
- Я считаю, что мужественность — это...
- Я считаю, что женственность — это...
- Что значит быть мужчиной?
- Что значит быть женщиной?
- Если бы я был представителем противоположного пола, мне, наверное, понравилось бы...
- Как мужчина/женщина, я сильно не согласен(на) с ожиданиями, что я должен(на)...
- Одна из самых важных вещей в моей жизни — это...
- Где больше совпадений и где — различий в твоих ответах?
(Адаптировано из "Exploring Gender Identity"/"Исследуя гендерную идентификацию", NSW Department of Education. Источник: https://cpb-ap-se2.wpmucdn.com/learning.schools.nsw.edu.au/dist/c/2/file...)
Представленный выше материал — перевод текста "Gender Identity and Autism — Supporting Adolescents While They Find Themselves by Dr Wesley Turner, Clinical Psychologist".