You are here

Джошуа Кинг: "Советы учителям: девочки с РАС"


girl with balloon

Для аутизма характерны социальные, сенсорные и коммуникативные особенности, а также ригидное повторяющееся поведение и специальные интересы, которые часами занимают всё внимание человека. Особенности сенсорного восприятия могут проявляться в гипер- или гипочувствительности человека к определённым звукам или громкому шуму, тактильным ощущениям, запахам, вкусам, освещению либо пониженной чувствительности к боли и/или температуре.

Считается, что аутизм есть примерно у одного из ста человек. У многих людей с аутизмом либо нормальный, либо высокий интеллект. Такую форму аутизма обычно называют "высокофункциональный аутизм" (или "синдром Аспергера"). Большая часть направляемых для диагностического обследования на синдром Аспергера людей — мужчины. Но известно, что женщины нередко не доходят до диагностики; при этом они составляют значительную долю людей с аутизмом (примерно 50%).

Аутизм у девочек часто не замечают

Многие девочки с аутизмом остаются без диагноза, поскольку признаки аутизма у них менее очевидны, чем у мальчиков. Девочки более мотивированы приспосабливаться и вписываться в общество. Скорее всего, они хорошо себя ведут, не так уж часто доставляют проблемы. По этой причине на них реже обращают внимание. Возможно, они постепенно понимают, что если вести себя хорошо и тихо, то их оставят в покое, а это, в свою очередь, уменьшит вероятность попасть в поле зрения учителей. В отличие от нейротипичных сверстниц, вместо интуитивного понимания социального взаимодействия девочки с аутизмом внимательно наблюдают и анализируют окружающий их социальный мир. Зачастую они используют механизмы подражания и маскировки, имитируя действия или играя роли, чтобы скрыть растерянность во время общения с ровесниками.

Что нужно знать о девочках в спектре аутизма

Каждая девочка в спектре аутизма уникальна, потребности одной не равны потребностям другой. Школы должны избегать чрезмерного обобщения, поскольку ученики с аутизмом, как и все прочие ученики, очень разные.

В отличие от большинства мальчиков с аутизмом, девочки чаще могут точно интерпретировать вопросы о социальных взаимодействиях, социальных ситуациях и дружбе и отвечать на них. Однако их ответы звучат не очень естественно и даются недостаточно быстро из-за сниженной скорости обработки информации и опоры на интеллект, а не на интуицию — что затрудняет общение в группе или с разговорчивыми друзьями. Иногда они считают мальчиков более подходящими для дружбы, поскольку сходно с ними мыслят, а динамику мальчишеской дружбы воспринимают как более понятную.

Девочки с аутизмом обычно строго придерживаются правил и соблюдают распорядок дня. С самого раннего возраста девочки с аутизмом применяют свои когнитивные навыки для анализа социальных взаимодействий, и потому гораздо чаще, чем мальчики с синдромом Аспергера, обсуждают нелогичность социальных условностей или беспокоятся о вопросах социальной справедливости (например, о неравенстве). Готовность соблюдать правила, застенчивость, наивность и непритязательность приводят к тому, что их частенько не замечают в шумном классе. Также девочки очень неохотно обращаются за помощью, потому что боятся привлечь внимание: им присущ сильный перфекционизм, из-за которого они не хотят допустить ошибку или выглядеть глупыми в глазах учителей или одноклассников.

Так как девочки направляют значительную часть своей интеллектуальной энергии на изучение социального мира, то и темы их специальных интересов нередко вращаются вокруг социума и заботы — например животные, лошади, знаменитости, литература и фэнтези. Главное отличие от увлечений нейротипичных девочек тут не тема, а интенсивность. У девочек с аутизмом часто бывает богатый воображаемый мир. Они разыгрывают с куклами целые истории, воспроизводят реальные события, тем самым помогая себе понять социальные ситуации. При этом склонность девочки с аутизмом соблюдать правила и придерживаться негибкого сценария, а также сложности со взаимодействием в игре могут вызвать конфликт со сверстниками. Так как дети не знают установленных правил, или не хотят придерживаться сюжета игры, или считают, что девочка слишком много командует. Девочкам с аутизмом сложно считывать социальные сигналы, поэтому они не знают, что делать, не могут предсказать поведение других людей. Из-за этого им трудно распознать конфликт и справиться с ним, что в итоге влияет на их способность поддерживать дружеские отношения.

И хотя у девочек в спектре аутизма часто лучше развиты способности к подражанию и маскировке, они испытывают очень выраженные социальные трудности и огромный стресс. Социальные проблемы и сенсорные трудности, с которыми сталкиваются девочки с аутизмом, оказывают значительное влияние на качество их жизни. У них часто высокий уровень тревожности в классе и на игровой площадке. Потому девочки с аутизмом:

  • сильно нервничают в социальных ситуациях,
  • неохотно участвуют в школьных и классных мероприятиях,
  • в ряде случаев временно не могут общаться голосом,
  • чувствуют, что ровесники плохо к ним относятся,
  • совершенно не хотят взаимодействовать.

Однако довольно часто из-за хорошо развившейся в результате наблюдений способности маскировки девочки с синдромом Аспергера воспринимаются окружающими как обычные девочки. И в школе им удаётся успешно "мимикрировать". Бывает, что девочка с аутизмом настолько хорошо маскируется и подражает, что никто, кроме её родителей, не верит, что у неё аутизм. Но цена усилий, направленных на сокрытие своих сложностей, очень высока как в эмоциональном, так и в физическом плане. После целого дня освоения академической программы и отыгрывания социальной роли девочки часто возвращаются домой измученные, раздражённые и чрезмерно эмоциональные. При этом нередко родители сообщают, что учителя или директор школы выражают сомнения относительно диагноза девочек.

Трудности, с которыми девочки в спектре аутизма могут столкнуться в школе:

  • Медлительность при обработке информации о социальных ситуациях и эмоциях.
  • Под внешне "слишком тихим" и "слишком хорошим" поведением скрывается потребность в помощи и постоянная внутренняя борьба с огромными проблемами, вызванными социальным замешательством, сенсорными перегрузками и нарушением исполнительной функции.
  • Элективный (селективный) мутизм — временная утрата способности к устной речи из-за сильной тревожности или сложности с саморегуляцией.
  • Трудности с пониманием невербальной коммуникации (языка тела, выражений лица) учителей и сверстников и выражением ответной реакции.
  • Алекситимия — сложности со словесным описанием своих мыслей и эмоций; например, девочка не отвечает на вопрос о том, что она думает или чувствует, не потому что не хочет, а потому что действительно не понимает, что сказать.
  • Большие трудности с выражением своих потребностей и желаний.
  • Нарушения исполнительной функции (проблемы с планированием, самоорганизаций, установлением приоритетов, инициацией действий).
  • Сенсорные перегрузки (от яркого света, определённых звуков, запахов духов или освежителей воздуха).
  • Трудности с концентрацией внимания, истощение, зависание, раздражительность.
  • Сильный стресс и раздражение из-за изменений привычного порядка вещей или переключения на другую деятельность.
  • Отсутствие чёткой структуры во время перемен между уроками и походов в столовую.

Представленный выше материал — перевод текста "Tip Sheet for Teachers: Girls with ASD".