Способность к организации, установлению последовательности действий и приоритетов помогает нам справляться с повседневными делами и эффективно распределять наше время. Тем не менее, для некоторых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) организация, установление последовательности и приоритетов представляют трудность. В этой статье объясняется, в чем могут быть причины этих проблем, и приводятся некоторые методы помощи.
У людей с РАС может быть дефицит того, что мы называем "познавательной функцией" – интеллектуального процесса, благодаря которому мы думаем, рассуждаем, понимаем идеи и вспоминаем нужную информацию. Таким образом, у человека с РАС могут возникнуть сложности с:
- переработкой информации
- предсказанием последствий того или иного действия (если я сделаю это, то что произойдет потом?)
- пониманием концепции времени
- "исполнительной функцией" (например, человек может быть сосредоточен на деталях и неспособен увидеть картину в целом).
Один или все из четырех вышеперечисленных примеров могут повлиять на способность человека к организации, установлению приоритетов и установлению последовательности. Например, если вам трудно понять концепцию времени, то как вы запланируете дела на следующую неделю?
Ниже приведены несколько методов, с помощью которых люди с РАС могут лучше организовать и установить приоритеты повседневных действий и задач (мы называем их "стратегиями"). Первое время может понадобиться большая доля участия других людей, которые будут представлять эти стратегии и помогать человеку с РАС привыкнуть к ним. Эти стратегии можно использовать в разных местах, например, дома и в школе. Поэтому очень важно, чтобы каждый, кто их использует, будь это член семьи, работодатель, учитель или друг, применял их последовательно.
С течением времени люди с РАС могут начать пользоваться такими стратегиями самостоятельно, хотя некоторым всё равно потребуется посторонняя поддержка.
Предлагаемые стратегии
Многие из нас пользуются определенными стратегиями, чтобы лучше организовать наш день и установить приоритетные задачи. Например, мы можем составить список дел или пользоваться ежедневником. Такие стратегии также могут быть эффективны для людей с РАС, особенно если они применяются постоянно и последовательно с участием всех, кто поддерживает данного человека.
Визуальная поддержка
Использование картинок, письменных списков, календарей и различных предметов – это хорошие методы, которые могут помочь человеку с РАС понять, что и когда должно произойти.
Например, у человека может быть ежедневное расписание с картинками душа, одежды, завтрака, школы, ужина, зубной щетки, пижамы и кровати, чтобы подсказать, что он будет делать в течение дня и в каком порядке. Такой метод может помочь людям самим планировать и организовывать свой день.
Цветовое кодирование
Можно использовать цвета, чтобы указать важность или значение задачи (и помочь расставить приоритеты задач и выполнять работу в логической последовательности).
Например, работа на красном подносе или в красной папке является срочной. Работу на зеленом подносе или на зеленой папке можно отложить, в то время как работа на синем подносе или в синей папке не является важной и не привязана к определенным срокам.
Цвета также могут помочь людям провести различие между разной бумажной работой, например, различными видами счетов на оплату.
Диктофоны
Диктофоны можно использовать как очень полезный звуковой метод для напоминания о задачах, работе, событиях и крайних сроках.
Списки
Многие из нас используют списки, чтобы напомнить себе о делах, которые необходимо сделать, и расставить их по приоритету. Списки дел (письменные или визуальные) точно так же помогают и людям с РАС.
Списки дел могут быть хорошим методом для того, чтобы зафиксировать достижения человека (вычеркивая то, что он уже сделал). Они помогают удостовериться, что мы справляемся с делами.
Электронное оборудование
Мобильные телефоны, компьютеры, радио и телевизор можно использовать для хранения важной информации или напоминания.
Компьютерные календари можно использовать для напоминания о важных датах или о том, что нужно оплатить счета. Радио и телевизор можно настроить так, чтобы они включались и напоминали о чем-то, например, о необходимости пойти на социальное мероприятие. Инструкции можно посылать в форме текста – текстовые сообщения особенно хорошо подходят, так как они вынуждают вас формулировать инструкции кратко и просто. Текстовые сообщения – это также хороший ненавязчивый способ контактировать с человеком с РАС и поддерживать его – таким образом, он не будет выделяться среди других людей.
Коробки задач, папки и файлы
Рабочие задачи и вещи лучше всего хранить в определенных местах, чтобы их не перекладывали и не забывали.
Определенное время дня, определенные дни недели
Иногда проще всего использовать определенное время (утро, день или вечер) или определенные дни недели для планирования и организации задач, социальных мероприятий и других событий. Например, суббота – день покупок, среда – день оплаты счетов, вечер четверга – вечер домашней работы.
Социальные истории и разговоры в виде комиксов
Социальные истории и разговоры в виде комиксов могут использоваться для разъяснения последствий тех или иных действий. Например, они могут помочь людям с РАС понять, почему важно быть хорошо организованными: что может произойти, если они не выполнят задачу в срок, или не придут на определенное мероприятие в нужное время? Вы можете ознакомиться с нашей статьей о социальных историях и разговорах в виде комиксов для дальнейшей информации.
Обучающие материалы: время и последовательность
Вы можете обнаружить, что обучающие материалы, например, карточки с последовательностями, игры, таймеры и часы помогают людям с РАС лучше понять концепцию времени и последовательности. Такие материалы можно адаптировать и использовать по-разному, например, дома или на работе.
Практическое внедрение стратегий
Вот несколько примеров того, как стратегии, о которых мы говорили в этой статье, можно применять в различных ситуациях.
Дома
Работу по дому можно распределять по дням, например:
- Понедельник – постирать одежду
- Вторник
- Среда – купить вечером продукты
- Четверг
- Пятница – рассортировать и оплатить счета
- Суббота
- Воскресенье – вынести мусор
- Каждый день – помыть посуду, высушить ее и убрать
Эти ежедневные задачи можно оформить как письменный список или как иллюстрированный визуальный календарь. Если каждый день нужно выполнять несколько задач, то контроль за ними можно поручать разным членам семьи и использовать цветовую кодировку, чтобы обозначить их приоритет.
Управление деньгами
Нам всем приходится учиться, как управлять своими деньгами, составлять бюджет, контролировать траты и оплачивать счета. Многие взрослые люди с РАС могут научиться управлять своими деньгами и счетами в той или иной степени, в то время как дети могут иметь карманные деньги. Может быть полезно установить конкретные правила насчет денег и последствий трат.
Представленный выше материал — перевод текста "Organising, sequencing and prioritising".