You are here

Spectrum: Теория двойной эмпатии


double empathy.jpg

Даже самые ранние статьи об аутизме включают в себя описания трудностей, возникающих у людей с расстройством аутистического спектра людей в процессе их социальной адаптации. Этот ключевой признак послужил основой для создания ведущих теорий о сути аутизма, а также для разработки методов его лечения.

Новое направление исследований позволяет более детально взглянуть на способности и социальные особенности аутичных людей. Сторонники «проблемы двойной эмпатии» считают, что нарушение общения между аутистами и неаутистами - это двусторонняя проблема, вызванная трудностями понимания с обеих сторон. Она заставляет задуматься над старыми теориями аутизма, которые объясняют недостатки и особенности социального общения у людей с аутизмом и их неспособностью осуществлять обоснованные взаимодействия. Также, эта идея перекликается с принципами нейроразнообразия, предполагая, что у людей с аутизмом просто другой способ общения. «Как теория, она соответствует феноменологии аутизма, взятой из внутренних источников», — говорит исследователь аутизма Дэмиан Милтон, преподаватель по проблемам интеллектуальных нарушений и развития (Кентский университет, Соединённое Королевство).

Несмотря на научное подтверждение этой теории, которое набирает обороты, она все еще не является прочной. По мнению Мэтью Лернера, профессора психологии, психиатрии и педиатрии в Университете Стоуни Брук в Нью-Йорке, не все исследователи настроены на это новое направление. «Проблема двойной эмпатии - это эмпирически более молодая теория», — говорит он.

В чем проблема двойной эмпатии?

В основе теории лежит принцип о том, что психологическое несоответствие между двумя людьми может привести к неправильному общению. Оно может происходить на разных уровнях - от простого разговора до обсуждения взглядов на мир. Чем больше несоответствие, тем большую трудность будут испытывать два человека в понимании и взаимодействии. Чем больше разрыв, тем труднее будет взаимодействовать двум людям.

В случае с аутизмом разрыв в общении и понимании между людьми с этим состоянием и без него может возникнуть не только потому, что аутистам трудно понимать не таких, как они, но и потому, что людям без аутизма, трудно понимать их. Проблема, как утверждает теория, является двухсторонней. Например, неправильное понимание выражений лица собеседника может затруднить общение между аутичными и неаутичными людьми

Каковы истоки этой теории?

Концепции социального общения при аутизме как двустороннего процесса насчитывают уже несколько десятилетий. Активист, борющийся за права аутистов, Джим Синклер, с 1990-х годов утверждает, что процесс общения людей в спектре аутизма отличается от общения нейротипичных людей людей.

Милтон в статье, опубликованной в 2012 году, впервые ввел термин проблема «двойной эмпатии». В этой статье он предложил переосмыслить давнее представление о том, что у людей в спектре аутизма нарушена теория разума, а именно способность делать выводы о намерениях или чувствах других и учитывать потенциальное непонимание со стороны неаутичных людей.

Какие доказательства подтверждают это?

Новые исследования направлены больше на изучение поведения неаутичных людей, чем на поведение аутистов в процессе социальной адаптации. Результаты исследований показывают, что непонимание аутистами своего несоответствия нормам способствует разрыву в общении. Например, в одном исследовании неаутичные люди испытывали трудность с расшифровкой психических состояний, продемонстрированных аутистами с помощью анимации. Результаты другой работы показывают, что людям без аутизма трудно точно интерпретировать выражения лица людей с аутизмом.

Неаутисты могут делать поспешные выводы об аутистах, которые препятствуют, ограничивают или ухудшают взаимодействие между ними. Например, неаутисты могут быть склонны к формированию первого негативного впечатления о людях с аутизмом, не зная их диагноза, и воспринимая их менее доступными и более странными, чем люди с нейротипичными проблемами, или ошибочно воспринимая их как говорящих неправду.

Но разве трудности социального общения не являются основной чертой аутизма?

Есть много доказательств того, что аутичные люди отличаются от людей без аутизма по нескольким социальным признакам, таким как выражение лица, манера говорить и взгляд (хотя представление о взгляде может быть неточным).

При этом ряд исследований показывает, что коммуникативные проблемы у людей с аутизмом не проявляются в процессе взаимодействия с другими аутистами. Например, в игре «телефон», в процессе которой сообщение передается шепотом от одного человека к другому, цепочки из восьми людей-аутистов поддерживают точность сообщения так же хорошо, как и группы из восьми людей-неаутистов. Только в смешанных группах аутистов и неаутистов понимание сообщения резко ухудшается.

Есть и другие признаки того, что люди в спектре аутизма хорошо общаются между собой. Аутисты сообщают, что чувствуют себя более комфортно с другими аутистами, чем с неаутистами. Многие подростки с аутизмом предпочитают взаимодействовать с такими же сверстниками. Аутисты часто испытывают лучшее чувство взаимопонимания и больше рассказывают о себе, общаясь с такими же, как они, людьми. Одной из причин существования такой модели может быть то, что люди-аутисты меньше заботятся о стереотипных социальных нормах поведения, таких как взаимность в разговоре, и поэтому не так сильно реагируют, когда эти нормы не соблюдаются.

Принцип социальной совместимости может распространяться не только на диагноз аутизма, но и на его признаки. Например, чем больше сходных черт аутизма находят в себе два неаутичных человека, тем выше они ценят свою дружбу.

Итак, как эта теория соотносится с современными представлениями об аутизме?

«Проблема двойной эмпатии противоречит нескольким широко распространенным представлениям об аутичных людях, а именно, что их социальные трудности являются врожденными», — говорит Милтон. Например, одним из основных диагностических критериев аутизма, как указано в "Руководстве по Диагностике и Статистике Психических Расстройств", является «стойкий дефицит социальной коммуникации и социального взаимодействия в различных контекстах». Аналогичным образом, теория социальной мотивации аутизма утверждает, что у людей с аутизмом снижено стремление к социальному взаимодействию.

По мнению Саймона Барон-Коэна, профессора психопатологии развития (Кембриджский Университет, Великобритания) новая теория необязательно совместима с этой идеей. Наоборот, теория подчеркивает важность изучения обеих сторон социального взаимодействия и не сосредотачивается исключительно на том, в чем аутисты отклоняются от нормы.

Меняют ли исследователи аутизма свой подход в свете проблемы двойной эмпатии?

Некоторые исследователи меняют. Например, они переосмысливают методы изучения социальных навыков, призывая пересмотреть результаты исследований проблемы аутизма, чтобы оценить сильные стороны, а не ограничения взаимодействия и общения аутичных людей. «Ученые проводят исследования для изучения динамики социальных взаимодействий вместо изучения замкнутого поведения людей, заключённого в их сознании, или когда они изолированно сидят за компьютером», — говорит Ноа Сассон, профессор по проблемам мозговой деятельности и поведенческих характеристиках (Техасский университет, Даллас). «Я немного устал от однообразных методов изучения выражений лица и глаз, которые я проводил, и которые на самом деле не дали мне много новой информации», — говорит он.

Кроме того, исследователи, занимающиеся прогностическим кодированием — тем как люди формируют внутренние модели внешнего мира, изучают, как несоответствие в ожиданиях людей может помешать их взаимодействию. Например, если ожидания человека с аутизмом относительно того, как может развиваться беседа, расходятся с ожиданиями человека без аутизма, их взаимопонимание и взаимодействие нарушается.

Тем не менее, по словам Лернера, не все согласны с этой теорией или даже знают о ней. По его мнению, некоторые вопросы, лежащие в основе теории, остаются без ответа. Например, ученые все еще выясняют, почему общение и взаимодействие людей с аутизмом друг с другом проходит более гладко, чем когда они взаимодействуют с людьми без аутизма. Большая часть доказательств в поддержку этой теории основывается на небольших исследованиях или частных докладах.

Если теория подтвердится, какими будут ее последствия?

По словам Сассона, проблема двойной эмпатии не только предлагает новые подходы к исследованию, но и может помочь объяснить, почему некоторые оценки и методы лечения аутизма оказываются неэффективными. Например, стандартные показатели социальных и коммуникативных способностей, похоже, не могут объяснить, как люди с диагнозом аутизма в действительности справляются с социальной адаптацией.

Терапевтические методы, предназначенные для обучения людей с аутизмом нормативным социальным навыкам, не очень эффективны в помощи им научиться ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, таких, например, как налаживание дружеских отношений. «В большинстве случаев акцент делается исключительно на том, чтобы человек с аутизмом сам изменился», - говорит Милтон. По его словам, оценка социальных ситуаций, с которыми сталкиваются аутисты, и поиск методов для облегчения их уникальных стилей общения может быть более правильным подходом.

Благодаря теории «проблема двойной эмпатии» видна важность обучающих программ — скажем, для врачей или сотрудников правопорядка, - тех, кто помогает неаутичным людям правильно и соответственно взаимодействовать с аутичными людьми.

Авторы исследовательской статьи, опубликованной в январе, говорят, что эта теория также намекает на возможные причины психических проблем у аутистов. По словам многих экспертов, стереотипное неправильное восприятие обществом аутичных людей может привести к их одиночеству и чувству изоляции, а их попытки соответствовать социальным нормам, подавляя себя, могут быть изнурительными.

Представленный выше материал — перевод текста "Double empathy, explained".

Переводчик: Софья Гончарова.