You are here

Alarika: "Плюсы и минусы работы в медицине"


medicine symbol

Рассказ информационный. Просьбы записать в одно место то, что я рассказываю и пишу разрозненно, возникали неоднократно. Препятствиями были: лень, органы контроля. И если первое препятствие для меня преодолимо, то второе таким не было, так как слишком много слухов, как даже по анонимным записям в интернете (установить личность человека-анонима легко) возникают серьёзные проверки и уголовные дела. Поэтому. Отступаю здесь от своего обычая говорить и писать лишь о своём личном и профессиональном опыте. Также чужой опыт, беседы со знакомыми и чужими людьми. Ни к какому конкретному учреждению мои слова не привязаны.

Ну и личная моя причина, кроме просьб. Слишком часто в интернете со стороны аутичных людей обнаруживается, что они не знают «всем известных вещей». Известное свойство, но это незнание зачастую касается и профессий.

Далее по пунктам, с относительно краткими комментариями. Нумерация не по значимости, а случайным образом. Сведения хотя не только мои, но всё равно в моём личном преломлении. И положение дел к тому же меняется в зависимости от региона страны и иных обстоятельств. Поэтому где-то и у кого-то обязательно будет по-другому, чем здесь написано.

Сначала о врачебной работе. Сначала минусы.

Минусы

  1. Долгая трудная учёба.

    В моё время, в 1990-е годы, 6 лет. Седьмой год – интернатура, работа, с зарплатой и стажем, но всё ещё под контролем. Сейчас по-другому, организация учёбы меняется то так, то эдак. Но суть остаётся прежней. Дольше, чем почти во всех остальных вузах. Труднее, чем во многих других вузах. Отчисления на моём курсе были около 10–20%, в основном по причине академической неуспеваемости. Но процент отчисления бывает и куда больше.

  2. Учёба состоит не только из теории, но и из практики.

    Бывают профессии, где достаточно выучить теорию, чтобы сдавать зачёты и экзамены в учебном заведении. Здесь много практического обучения. Даже студенты, не планирующие в будущем работать по хирургической специальности, обучаются основам и хирургических, и узких специальностей. Ассистирование при операциях, простые операции, перевязки и вообще все медсестринские манипуляции, гинекологический осмотр, измерение глазного давления и т.д. Выучившись на свою специальность и получив сертификат, они этим заниматься не будут. Но обучаются этим навыкам всё равно.

  3. Низкая зарплата.

    Это обнаруживается некоторыми выпускниками уже после начала работы. То ли они на самом деле не слышали разговоров людей между собой, то ли предполагали, что всё преувеличивается. Существуют, по слухам, некоторые места, где зарплата обычная или высокая. Называются: Москва, Подмосковье, часть (часть!) платных клиник. Для остальных – зарплата куда ниже, чем в среднем по своему же населённому пункту. Предположим, некоторые надеются, что «хорошего врача народ прокормит», но: 1) не прокормит («народ» сам ограничен в средствах), 2) противозаконно, 3) опасно (уголовные дела заводятся).

  4. Никто не защищает.

    Профсоюз фактически этим не занимается. Сам во всех законах не разберёшься. Сам защитить себя не сможешь. Родственники-юристы не у всех. Итого – платить юристу при возникновении судебных дел. Дорого. Да и юрист может недостаточно разбираться в медицинских делах. И ненадёжно: все ли законы учёл юрист или только забрал свои деньги? Администрация лечебного учреждения обычно не имеет свойства защищать в суде своих работников.

  5. Потребительский экстремизм.

    Часть людей в соприкосновении с медицинскими учреждениями обнаруживают худшие свойства себя. Причины разные. У кого характер такой. У кого других развлечений нет. Кто-то хочет получить «своё» в ущерб другим, вне очереди и безо всяких оснований. Вплоть до намеренных провокаций с дальнейшими попытками получить материальную компенсацию или «наказать» работников, не подчиняющихся их прихотям. Часть бремени по урегулированию таких ситуаций берут на себя представители администрации учреждения: заведующие подразделениями и заместители главврача. А часть остаётся на любом сталкивающемся с таким работнике, от регистратора до медсестры и врача. Оптимально действовать в таких ситуациях нигде и никто не учит. А научиться приходится каждому.

  6. Отсутствие карьерного роста.

    Неважная причина, на мой взгляд. Но некоторыми упоминается. Зарплата и должность со временем не прибавляются. Человек работает на своей должности. Заведующий отделением или главный врач – это абсолютно не повышение должности. Это просто совсем иная работа, во многом не имеющая отношения собственно к медицине. Всякие категории являются никому не нужной вещью, и это не только моё мнение. Возможно, категории имеют значение разве что для врачей платных клиник, где стоимость посещения обычно зависит от категории врача.

  7. Переработка.

    Дело абсолютно добровольное. Но не очень. Переработки идут по разным причинам. Кому-то нужно больше денег, потому что у людей чаще есть дети, чем их нет. Кому-то жалко людей, кто не смог попасть на приём. Кто-то боится уголовной ответственности – а вдруг у кого-то из не попавших на приём опасное или смертельное состояние. И нажим администрации. Обычная причина переработок – дефицит кадров. Послать работать кого-то насильно в периферийную больницу невозможно, а вот уже имеющихся работников заставить перерабатывать попробовать можно. И только когда кончатся здоровье и силы не только на переработку (а это сильно вредит здоровью), но и на собственно работу, некоторые понимают, что в первую очередь жизнь вынуждает спасать себя.

  8. Сложность уже самой работы.

    Умственная нагрузка, это во всех специальностях. А нередко и физическая. Причём не только у врачей хирургических специальностей (физическая нагрузка во время операций высока), но и у терапевтических. Ситуация с автотранспортом изменилась не везде и не в достаточной мере, нередко вызова пешком и с большим разбросом по расстояниям.

  9. Нервно-эмоциональная нагрузка.

    Методом проб и ошибок я выяснила, что наиболее универсальный способ общения – спокойно-благожелательный. Спокойный, несмотря ни на что. Наоборот даже, чем неспокойнее ситуация, тем более полезно внешнее спокойствие специалиста. Многие ли так умеют? Выучиться возможно. Но и не всё время внешне спокойной быть. Понимать, когда чувства проявить можно и нужно, и каким образом это сделать.

    Часть неспокойных ситуаций вызывается самими пациентами. Где-то было мной прочитано, что было маленькое исследование. Нервирование врача пациентом увеличивает количество врачебных ошибок на 30%. Но кого это волнует. Намеренное нервирование сотрудников медучреждения – явление весьма нередкое.

  10. Присутствие лжи в организации работы медицинских учреждений.

    Вероятно и возможно, не во всех. Я намеренно не хочу знать таких вещей, чтобы так и отвечать при прокурорских проверках. Но даже при моём нежелании знать, много о чём известно практически всем, и не медработникам тоже. Приписки по приёму, по диспансеризации и другим видам профосмотров. Это когда в реестры на оплату подаются посещения, каких в реальности не было. Это уголовная ответственность для исполнителей (специалистов, от чьего имени поданы случаи на оплату). А то, что это делается по негласному указанию администрации учреждения, а они по негласному указанию областного управления здравоохранения, а те по указанию ещё свыше выполнить план прямо сейчас полностью любыми средствами. Да кого это волнует? Никого. Крайним будет не организатор здравоохранения любого уровня, а специалист, чья фамилия в случаях в реестре. Ложь также в статистике разного рода, кодах МКБ у живых и в справках о смерти, информации для СМИ. Везде. Можно разве что не врать самому или как можно меньше в этом участвовать, но вероятность репрессивных мер со стороны администрации при этом будет достаточно велика.

  11. Виновность во всём.

    Ну это буквально. Во всём. Даже о чём никакого понятия не имеешь. И почему льготных лекарств нет. И почему соцобеспечение памперсы не привозит. И почему возле больницы снег после снегопада не расчищен. И почему очень нужного медикамента нет ни в каких аптеках никаких городов. Всякие лечебные вопросы – само собой. Если что-то пошло не так – это врачебная ошибка. Частично от недостаточной информированности такое восприятие у людей, частично от тенденции в здравоохранении скрывать по-настоящему (а не в воображении неспециалистов) произошедшие врачебные ошибки. Врачебные ошибки – неизбежность. По-хорошему их не скрывать надо бы, а честно между работниками их обсуждать и разбирать, как было во времена моего студенчества в клинических больницах.

  12. Внерабочее время не твоё.

    Мало кто имеет возможность полностью уклониться от работы даже во внерабочее время. Особенно в мелких больницах, где подменить зачастую некем, особенно при болезнях и отпусках других сотрудников. Можно не работать, когда работа кончилась, но некоторых собственная мера ответственности и обстоятельства больницы вынуждают, некоторым так самим удобнее. Действительно, иногда легче проконтролировать какие-то вещи по телефону, чем потом иметь дело с серьёзными осложнениями. Иногда. Но не всегда, естественно. Вопрос доступности специалиста для звонка, в том числе в нерабочее время, обговаривается конкретно с этим специалистом.

    И ещё. Документация, бумажная и в электронном виде. Это долго. Часть её нередко доделывается в нерабочее время. Вроде как никто не заставляет. Но и у человека срок подачи документов на группу к концу исходит.

  13. Документация.

    Отдельно, так как это не только времязатратное занятие. А, по моему личному мнению (никто вслух это моё мнение пока не поддержал), ещё и очень глупое. Бесполезное и слишком долгое. Особенно когда интернет работает ещё медленнее обычного или ошибка на сервере. Ну, пусть будет только моим личным мнением.

Основное, что наиболее на моей памяти сейчас, упомянуто. Так-то, кажется, много чего ещё. Недостаточное техническое обеспечение бывает (медтехника, медизделия). Некорректное отображение работы в медицине в СМИ, в фильмах и сериалах почти всегда. Большая разница состояния здравоохранения по освещению СМИ и на самом деле, что ещё больше вызывает напряжение по оси врач-пациент (раз в СМИ одна информация, а этого в реальности нет, следовательно, по мнению некоторых людей, расхищают врачи). Нападения на медработников, угрозы. Невозможные к исполнению, особенно при дефиците кадров, приказы по линии здравоохранения. Противоречие устных указаний официальным приказам. Попытки присвоения немедицинских обязанностей. Но у каждого человека одни проблемы более актуальны, другие менее.

Плюсы

  1. Удовлетворённость работой и собой.
  2. Уважение некоторых людей.
  3. Почти невозможно уволить. И место работы какое-нибудь всегда найдётся.

О медсёстрах

О младшем медперсонале (санитарках) не упоминается, так как большая их часть сейчас санитарками уже не является. Переведены на должность уборщика служебных помещений и никаких денег, связанных с медициной, не получают.

Средний медперсонал – это не только медсёстры. Ещё фельдшера ФАП (фельдшерско-акушерских пунктов), фельдшера скорой, акушерки. Да и медсёстры бывают разные, их обязанности в зависимости от отделения и должности сильно различаются.

Что, со стороны глядя, могу сказать. Зарплата меньше, чем у врача. Обязанностей много. Трудно работать почти на всех местах работы среднего медперсонала.

По сравнению с врачами, на мой взгляд, требования к социальным навыкам у них выше, чем к таковым у врача. Когда врач мало или плоховато разговаривает, не узнаёт пациентов, мало использует невербальную коммуникацию, это особо людей не напрягает. Да вообще никак не напрягает. Занят, сильно думает, устал, некогда. Потом привыкнут, будут за норму считать. А вот со стороны медсестёр традиционно ожидается большая коммуникабельность. Да и не только традиционно. Объяснять, куда и зачем идти, как собирать и куда относить анализы, да и не только это, это всё зачастую объясняет медсестра. А врач при некоторых затруднениях коммуникации может напечатать то, что посчитает нужным.

Итого

Несколько, и даже сильно однобоко информация здесь представлена. Особенно в соотношении количества позитивного и негативного. Так не бывает, чтобы именно так оно и было. Иначе никто б врачами не работал. Значит, для кого-то какой-то плюс перевешивает все минусы, вместе взятые. Или кто-то может частично нейтрализовать минусы на своем рабочем месте. Но это уже точно про личный опыт, и в моём обычном формате личного опыта отдельно оформлено быть может.