Признаки малозаметны и часто упускаются в раннем детстве.
Лёгкий аутизм — это неофициальный термин, обычно обозначающий диагноз расстройства аутистического спектра 1-го уровня. У людей с лёгким аутизмом менее заметны аутичные черты (которые они часто маскируют) и невысокая потребность в поддержке. Однако они могут испытывать проблемы с социальным взаимодействием, чтением социальных сигналов, пониманием языка тела и расшифровкой мимики.
Поскольку эти признаки могут быть едва заметны, лёгкий аутизм нередко упускают при проведении ранних скринингов в детстве. В результате этих людей, как правило, диагностируют в более старшем возрасте, а возможно и во взрослой жизни.
В данной статье обсуждается лёгкий аутизм у взрослых и детей. В ней описываются признаки аутизма с низкой потребностью в поддержке, как их часто упускают из виду и как в конечном итоге их можно диагностировать.
Каковы черты лёгкого аутизма?
Термин "лёгкий аутизм" может сбить с толку, если вы не знаете, что аутизм — это спектральное расстройство, признаки которого варьируются от малозаметных до сильно выраженных.
Всем аутичным людям — и с лёгкими чертами, и с серьёзными трудностями, и тем, кто между ними — ставят диагноз РАС. Однако далее их диагнозы классифицируются по уровню. Есть три уровня аутизма, каждый из которых определяется объёмом поддержки, необходимой человеку. (Примечание переводчика: данные уровни выделены в DSM-5, "Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств" пятого пересмотра, которое используется в США.)
Уровень 1 аутизма описывает людей, наименее нуждающихся в поддержке в повседневной жизни. Именно это некоторые называют лёгким аутизмом.
Как правило, люди с РАС испытывают сложности в общении, обычно сопротивляются изменениям в распорядке дня и бывают гиперчувствительны к шуму, запахам, прикосновениям или другим сенсорным воздействиям.
Аутичные люди с низкой потребностью в поддержке могут обладать развитыми академическими способностями, но испытывать трудности с социальными навыками, сенсорикой или организованностью. У детей и взрослых проблемы могут проявляться по-разному.
Поддержка для человека с уровнем 1 аутизма может потребоваться в следующем:
- развитие самоконтроля,
- контроль над эмоциями,
- развитие гибкости,
- развитие коммуникативных навыков,
- понимание невербальной коммуникации,
- снижение тревожности.
Степень поддержки, в которой нуждаются люди с лёгкими аутичными чертами, зависит от многих факторов и варьируется от человека к человеку, даже если у этих людей один и тот же диагноз 1-го уровня.
Лёгкую форму аутизма могут называть:
- высокофункциональным аутизмом (ВФА),
- синдромом Аспергера,
- "лёгким аутизмом" (ориг.: "slightly autistic", "mildly autistic", "a little autistic").
Медицинское сообщество эти термины не использует, и некоторые считают их оскорбительными. (Примечание переводчика: диагноз "синдром Аспергера" содержится в МКБ-10, которая по-прежнему используется в некоторых странах, в том числе в России.) Многие предпочитают описывать свой диагноз как "аутизм с низкой потребностью в поддержке".
Черты лёгкого аутизма у детей
У аутичных детей с низкой потребностью в поддержке бывает немало нейротипичных черт в поведении. Когда аутичные черты всё же проявляются, они могут выглядеть незначительными, их легко не заметить или счесть простыми особенностями характера или темперамента.
- Не устанавливает глазной контакт: Аутичные дети могут казаться очень застенчивыми и часто или всегда отводят взгляд, когда говорят сами либо когда к ним обращаются.
- Выглядит отстранённым: Иногда кажется, что дети находятся "в своём собственном мире" и, возможно, не слышат людей, которые к ним обращаются.
- Приверженность рутине: Один и тот же способ выполнения действий часто обуславливает чувство безопасности. Любое изменение в подобной рутине может вызвать у них эмоциональную реакцию.
- Ограничения в адаптации к переменам: Школьные занятия или задания, соответствующие возрасту, могут не вызывать проблем, но ребёнку может оказаться трудно сменить вид деятельности или попробовать выполнить привычные действия по-новому.
- Трудности с восприятием чужой точки зрения: Аутичному ребёнку бывает тяжело понять, что думают или чувствуют другие люди.
- Трудности с адаптацией к различным социальным ситуациям: Аутичные дети могут теряться в новых социальных ситуациях и не понимать социальных "правил" и ожиданий.
- Трудности с установлением и поддержанием отношений: Детям-аутистам зачастую тяжело даются игры с использованием воображения, обретение друзей или разделение интересов.
- Повторение одних и тех же действий, активностей, телодвижений или слов: Аутичные дети могут выстраивать предметы в ряд или выполнять другие действия снова и снова, даже если для этого нет очевидной причины.
- Ограниченный круг интересов, но глубокие знания: У аутичного ребёнка может быть лишь малое число интересов, но он будет знать о предмете интереса всё, что только можно знать.
- Экстремальная чувствительность или безразличие к ощущениям: Одни аутичные люди оказываются чрезвычайно чувствительными (гиперреактивными) к материалу одежды, не выносят громких звуков или чрезмерно реагируют на другие сенсорные раздражители. Другие способны не замечать сильных изменений в раздражителях (гипореактивность), таких как экстремальная жара или холод.
Какие-то из этих признаков бывают более заметны, чем другие. Также важно учитывать, что черты аутизма и их проявления могут зависеть от местонахождения ребёнка (например, дома или в школе) и от того, кто с ним рядом (например, друзья и родственники или незнакомые люди).
Бывает, что аутичные черты становятся более явными по мере взросления ребёнка. Например, аутичный младший подросток может не поспевать за своими сверстниками в социализации. Хотя это не всегда так.
Черты лёгкого аутизма у взрослых
Аутичные люди с низкой потребностью в поддержке могут не получить диагноз до тех пор, пока не повзрослеют – или не получить его вовсе. Признаки аутизма у взрослых бывает трудно обнаружить, поскольку люди с лёгкими аутичными чертами нередко применяют навыки совладания, чтобы подавить эти черты, сделав их менее заметными.
Некоторые аутичные черты у взрослых:
- Трудности в общении: Вам может быть нелегко поставить себя на место других людей.
- Трудности в установлении и поддержании дружеских отношений: Аутичные взрослые испытывают проблемы с пониманием социальных правил и следованию им, и порой их считают "грубыми" или невнимательными. Это может затруднить создание и поддержание дружбы.
- Проблемы, связанные со взаимной коммуникацией: Аутичному человеку бывает непросто поддерживать беседу и использовать/воспринимать язык тела, зрительный контакт и мимику.
- Трудности с вербальным самовыражением: Вы можете говорить то, что кажется грубым, или испытывать трудности с описанием своих мыслей и чувств.
- Сильная потребность в планировании и рутине: Аутичные взрослые любят структуру и могут придерживаться жёсткого распорядка дня. У них бывает потребность в детальном планировании всего, что они делают.
- Нелюбовь к изменениям: Перемены могут вызвать у аутичного взрослого сильное чувство дискомфорта или эмоциональную взвинченность.
- Тревожность в социальных ситуациях: Возможно, у вас возникают трудности с адаптацией к новой социальной ситуации или к ситуациям с большим количеством сенсорных раздражителей, например в переполненном магазине.
- Интенсивные интересы к очень специфическим областям: Взрослые аутисты могут "зацикливаться" на определённых предметах или действиях.
Может ли аутичная персона вести "нормальную" жизнь?
Может ли аутичный человек жить "нормальной" жизнью, зависит от уровня его диагноза. Люди с лёгкими проявлениями аутизма, как правило, способны жить независимо, получать образование, работать и т.д. Это не означает, что аутизм с низкой потребностью в поддержке не сопряжён с определёнными трудностями, однако обеспечение надлежащей помощи может привести аутичного человека к успеху.
Почему лёгкие аутичные черты остаются недиагностированными
Аутичные люди с низкой потребностью в поддержке чаще остаются незамеченными и недиагностированными до более взрослого возраста. Этому есть несколько причин, некоторые из них – пол, стратегии маскировки, трудности с диагностикой и многое другое.
Пол
У людей с приписанным женским полом чаще наблюдаются лёгкие проявления аутизма, которые остаются недиагностированными до тех пор, пока они не станут старше. Аутичные девочки менее склонны к повторяющемуся поведению и не проявляют аутичные черты столь часто, как мальчики-аутисты.
Кроме того, девочек чаще считают застенчивыми и замкнутыми. Если воспитатели и учителя считают такое поведение "ожидаемым" для девочек, это может привести к задержке в диагностике аутизма.
Маскировка и стратегии совладания
Маскировка – это когда кто-то подавляет или скрывает аутичные черты, чтобы лучше "вписаться" в общество окружающих. Примерами могут служить подражание манере других людей говорить или держаться, а также проработка высказываний перед тем, как их произнести.
Аутичным людям с низкой потребностью в поддержке зачастую удаётся лучше скрывать свои аутичные черты, чем тем, у кого они ярко выражены и кто нуждается в поддержке сильнее. Своими усилиями они способны добиваться успеха, хотя обычно это приводит к дистрессу.
Аутичные люди с низкой потребностью в поддержке также склонны осваивать навыки совладания, помогающие им в учёбе и работе. Например, ребёнок будет весь день теребить что-то под столом, чтобы удовлетворить потребность в стимуляции. Это может остаться незамеченным, либо на это не обратят особого внимания, если заметят.
Трудности с диагностикой
Аутизм с низкой потребностью в поддержке может тяжело поддаваться диагностике у любого человека. Но поскольку за детьми, как правило, наблюдают несколько взрослых (воспитатели, учителя, тренеры, медицинские работники и т.д.), аутичным взрослым оказывается сложнее получить диагноз.
Обычно человеку необходимо обратиться к психологу или психиатру, специализирующемуся на аутизме у взрослых. Этого может не произойти, если человек не осознает, что у него проявляются симптомы, или не захочет их признавать.
Неверный диагноз
Иногда аутисту с лёгкими чертами могут поставить диагноз, но не аутизма.
Взрослым аутистам с низкой потребностью в поддержке могли прежде ставить следующие неверные диагнозы:
- тревожность,
- депрессия,
- обсессивно-компульсивное расстройство,
- психоз,
- расстройства личности,
- другие расстройства развития нервной системы,
Эти психиатрические диагнозы у взрослых с недиагностированным аутизмом на самом деле могут быть признаком аутичного выгорания.
Что такое аутичное выгорание?
Аутичное выгорание – это немедицинский термин, обозначающий состояние истощения, которое могут испытывать аутичные люди. Аутичные взрослые говорят, что оно вызывается стрессом от маскировки и жизни в неприспособленном "нейротипичном" мире. Признаки аутичного выгорания очень похожи на депрессию и включают в себя:
- снижение способности подавлять (маскировать) аутичные черты,
- истощение,
- проблемы с фокусировкой и концентрацией внимания,
- снижение навыков повседневной жизни,
- социальную замкнутость.
Как диагностируется лёгкий аутизм
(Примечание переводчика: здесь и далее описывается опыт США. В других странах могут быть свои отличия.)
Педиатры, школьный персонал и родители могут заметить у ребенка лёгкие аутичные черты, которые побуждают к обследованию. Оно проводится специалистом по РАС, таким как детский психолог, детский психиатр, детский невролог или педиатр, занимающийся вопросами развития.
Взрослые, у которых вероятен аутизм, должны пройти обследование у психолога или психиатра, но для этого им нужно проявить инициативу и записаться на приём.
Диагностика лёгких проявлений аутизма у детей
Специалист изучит историю болезни и развития вашего ребёнка. Вероятно, проверят интеллект, модели поведения, социальные и коммуникативные навыки ребёнка.
Тесты, используемые для диагностики аутизма, могут включать в себя:
- IQ тест,
- Интервью для диагностики аутизма, переработанное (Autism Diagnostic Interview (ADI)-Revised),
- План диагностического обследования при аутизме (Autism Diagnosis Observation Schedule, ADOS).
До выхода пятого и самого последнего издания "Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам" (DSM) – пособия, которое помогает клиницистам диагностировать подобные состояния, – у ребёнка должны были демонстрироваться задержки в социальном взаимодействии и общении в возрасте до 3 лет, чтобы ему могли поставить диагноз аутизма. Сейчас стало немного больше гибкости – черты аутизма просто должны проявляться с "раннего возраста".
Если ваш ребёнок учится в школе, вы также можете обратиться в школьный округ с просьбой провести обследование ребёнка.
Диагностика лёгких проявлений аутизма у взрослых
Постановка диагноза аутизма у взрослых может оказаться сложным процессом и варьируется от учреждения к учреждению.
Обследующие вас специалисты, скорее всего, примут во внимание:
- свои наблюдения о ваших аутичных чертах,
- ваши собственные наблюдения о ваших аутичных чертах,
- скрининговые опросники, такие как Шкала диагностики аутизма и синдрома Аспергера Ритво пересмотренная (RAADS–R).
Cлужб поддержки для аутичных взрослых может не хватать, и многие люди испытывают сильные эмоции после постановки диагноза.
Комментарий от Verywell
"Как и при любом другом состоянии, своевременная диагностика – ключ к получению поддержки, в которой можете нуждаться вы или ваш ребёнок, и к лучшему пониманию, как устроить жизнь с расстройством аутистического спектра 1-го уровня. Из-за малозаметных симптомов установить данный диагноз может быть сложнее, чем большинство других, поэтому обязательно выступайте в защиту себя или своего ребёнка, если подозреваете РАС". — Николас Р. Метрус, доктор медицины (MD), медицинский экспертный совет.
Лёгкий аутизм и терапия
Рекомендуемое лечение для аутичных людей с низкой потребностью в поддержке обычно зависит от возраста. Аутичные дети и подростки нуждаются в иной поддержке, чем взрослые аутисты. Как и в случае с аутизмом любого другого уровня, для аутичных людей с низкой потребностью в поддержке часто наиболее эффективны различные виды психотерапии. Тип необходимой поддержки и её объём могут меняться со временем.
Терапия для детей
Аутичным детям нередко требуется чётко организованный распорядок дня. Те, кто ухаживает за ребёнком, могут работать совместно с командой специалистов, чтобы обеспечить ему необходимую поддержку в школе и дома. Также нужен план обучения, адаптированный к потребностям аутичного ребёнка. Могут оказаться полезны:
- обучение социальным навыкам,
- рекомендации по поддержанию психического здоровья,
- специальная диета,
- развитие моторных навыков.
Возможные методы психотерапии при аутизме с низкой потребностью в поддержке:
- Поведенческая терапия: Этот вид терапии использует вознаграждения для обучения аутичных детей ожидаемому или предпочтительному поведению.
- Игровая или развивающая терапия: Здесь применяются игровые действия для развития эмоциональных навыков и навыков общения аутичного рёбенка.
- Речевая терапия: Речевая терапия для аутичных детей с низкой потребностью в поддержке обычно направлена на развитие навыков общения и научение понимать язык тела.
- Эрготерапия: Эрготерапия (трудовая терапия) часто помогает при сенсорных проблемах, с которыми сталкиваются многие дети-аутисты.
- Лечебная физкультура: Многие аутичные дети имеют низкий мышечный тонус и с трудом справляются с физическими нагрузками.
- Лечение специфических состояний: Аутичным детям также требуется лечение любых других физических или психических расстройств, которые у них возникают. Например, эпилепсия, желудочно-кишечные расстройства, нарушения сна, тревожность и обсессивно-компульсивное расстройство часто сопровождают аутизм.
Методы терапии для взрослых
Структурированность и предсказуемость также важны для аутичных взрослых. Вот примеры того, как это можно реализовать.
- Создание условий на работе, таких как запланированные перерывы, письменные (а не устные) инструкции и беруши либо наушники для уменьшения сенсорной перегрузки.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) для развития навыков совладания, которые, в свою очередь, помогут им управлять отношениями и справляться с разочарованиями на работе и в жизни.
- Эрготерапия, направленная на развитие навыков совладания с трудностями, повышение самооценки, решение сенсорных проблем и принятие ответственности за жильё и финансы.
- Речевая терапия помогает развить коммуникативные навыки и способность интерпретировать язык тела.
Как и в случае с аутичными детьми, взрослые аутисты также нуждаются в лечении и поддержке при любых других заболеваниях, которые у них возникают, — например, в психо- или медикаментозной терапии, способной помочь им справиться с тревогой.
Резюме
Лёгкий аутизм диагностируется как расстройство аутистического спектра 1-го уровня. Это означает, что человек не обладает ярко выраженными аутистическими чертами и зачастую нуждается в более низком уровне поддержки, чем другие аутисты. Аутичным людям с низкой потребностью в поддержке, тем не менее, сложно общаться и взаимодействовать с окружающими. Им также может быть трудно менять распорядок дня, и они бывают чувствительны к звукам, боли, вкусовым или иным ощущениям. Однако, как правило, они хорошо справляются с повседневными задачами.
Отдельного диагноза для лёгкой степени аутизма не существует, но специалисты могут разработать план терапии в соответствии с особенностями аутизма 1-го уровня и потребностью в поддержке.
Литературные источники: смотрите англоязычный оригинал.
Представленный выше материал – перевод текста "Mild Autism in Adults and Children".
Переводчик: Ида.