You are here

Статья «Актуальные потребности людей с РАС и другими ментальными особенностями в доступности учреждений культуры»


Autism and Developmental Disorders

В журнале «Аутизм и нарушения развития» опубликована статья «Актуальные потребности людей с РАС и другими ментальными особенностями в доступности учреждений культуры», написанная экспертами нашего проекта социокультурной поддержки взрослых с ментальными особенностями и их семей. 2024. Том. 22, No 4. С. 41–51.

Социокультурная инклюзия в Российской Федерации обретает устойчивость и системность. Исследование актуальных потребностей посетителей с ментальными особенностями, в том числе с расстройствами аутистического спектра (РАС), при посещении учреждений культуры является необходимым условием для получения сведений, которые сотрудники могут использовать для усовершенствования и индивидуализации создаваемых инклюзивных программ. Проведен сбор и анализ обратной связи от взрослых участников инклюзивных программ и от сопровождающих их лиц с целью повышения качества инклюзивной деятельности. Выявлялась также репрезентативность родительского мнения как отражающего в полной мере потребности детей.

Представлены материалы исследования, полученные на выборке участников проекта «12ММ». В исследование были включены 39 взрослых людей с РАС и сопровождающих их родителей без особенностей развития, распределенные в 2 группы респондентов, каждая группа была разделена на две подгруппы. Исследование представляет собой опрос через анкетирование посредством заполнения гугл-форм. Для сравнения частотности выбора разных вариантов ответа использовался двухвыборочный критерий Ньюкомба-Вильсона.

Полученные результаты показали статистически значимые различия в ответах между взрослыми участниками с РАС без нарушений функциональной речи и интеллекта и сопровождающими участников с РАС с нарушениями функциональной речи и/или интеллектуальной инвалидностью. При этом участники обеих групп сошлись во мнении о преимуществе посещений мероприятий в составе групп, где все участники уже знакомы друг с другом и имеют схожие особенности, пред участием в инклюзивных группах с непредсказуемым составом участников, сформированных путем объявления открытой регистрации.

Получение формирующей содержательной обратной связи от посетителей с РАС и другими ментальными особенностями является важнейшей составляющей развития инклюзивной деятельности в учреждениях культуры, так как дает возможность учитывать актуальные потребности и запросы целевой аудитории при разработке и проведении различных мероприятий. Следует учитывать статистически значимые различия между данными, полученными от взрослых респондентов с РАС, и от их нейротипичных родственников, которые свидетельствуют о разном понимании преград, препятствующих включению людей с ментальными особенностями в социокультурные мероприятия.

Ключевые слова: социокультурная инклюзия, партиципация, инклюзивный музей, социокультурная интеграция, расстройства аутистического спектра, посетитель с РАС, доступность
Рубрика: Социокультурная интеграция и спорт
Тип: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2024220405

Прочесть и скачать статью можно на странице журнала "Аутизм и нарушения развития" на портале психологических изданий.

Не стесняйтесь скачивать, цитировать, пользоваться.