You are here

Как понять ученика с синдромом Аспергера: руководство для учителей

Дети, у которых диагностирован синдром Аспергера, сталкиваются с особыми трудностями в системе школьного образования. Цель данной статьи – предоставить учителям краткие описания семи основных характеристик синдрома Аспергера, а также предложить стратегии и подходы к этим симптомам в условиях класса. Автор предлагает поведенческие и академические меры, основываясь на личном опыте обучения детей с синдромом Аспергера.

guideline

Проблемы детей, у которых диагностирован синдром Аспергера (СА), представляют собой особую категорию в системе образования. Как правило, одноклассники воспринимают таких детей как эксцентричных и чудаковатых, а их низкие социальные навыки приводят к тому, что другие дети делают из них козлов отпущения. Неуклюжесть и навязчивые, узкоспециализированные интересы дополняют их "странный" облик. Дети с СА могут не понимать человеческие отношения и социальные конвенции; они наивны и им часто не хватает элементарного здравого смысла.

Отсутствие гибкости и неспособность справиться с переменами приводит к тому, что эти ученики постоянно переживают стрессы и отличаются эмоциональной уязвимостью. В то же самое время дети с СА (большинство из них являются мальчиками) зачастую обладают интеллектом выше среднего и исключительной, даже фотографической памятью. Более того, их абсолютная сосредоточенность на предмете своего интереса может привести к большим достижениям в дальнейшей жизни.

Синдром Аспергера считается расстройством на самом крае континуума аутизма. Сравнивая людей в этом континууме, Ван Кревелен (Wing, l99l) отмечал, что низкофункционирующий ребенок с аутизмом "живет в своем собственном мире", в то время высокофункционирующий ребенок с аутизмом "живет в нашем мире, но особым образом".

Естественно, дети с СА не обязательно похожи друг на друга. Каждый ребенок с СА обладает своей уникальной личностью, и "типичные" симптомы СА проявляются по-своему у каждого из них. В результате, не существует никакого универсального рецепта по школьному обучению, который подойдет каждому ребенку с СА без исключения. Точно так же не существует единого образовательного подхода, который подойдет каждому ребенку без СА.

Ниже приведено описание семи ключевых характеристик синдрома Аспергера, к которым прилагаются рекомендации и педагогические стратегии по работе с детьми, у которых есть подобные симптомы. (Образовательные меры иллюстрируются примерами из моей собственной учебной практики в школе при психиатрической больнице для детей и подростков Университета Мичигана). Эти предложения следует понимать в самом широком смысле – они нуждаются в адаптации в соответствии с уникальными потребностями каждого отдельного ученика с СА.

Настойчивое стремление к однообразию

Даже самая минимальная перемена может вызывать у детей с СА бурю эмоций. Они крайне чувствительны к стрессорам окружающей среды, и временами они формируют очень жесткие ритуалы. Эти дети отличаются повышенной тревожностью, и они страдают от навязчивого беспокойства, если не знают, чего им ждать; стресс, усталость и сенсорная перегрузка быстро лишает их душевного равновесия.

Предложения по организации учебы

Обеспечьте ребенку предсказуемую и безопасную окружающую среду:

  • Минимизируйте любые переходы из одного помещения в другое.
  • Предоставьте последовательный и стабильный распорядок дня. Ребенок с СА должен понимать распорядок каждого учебного дня и точно знать, что именно его ожидает. В противном случае он не сможет сосредоточиться на учебных задачах.
  • Избегайте любых сюрпризов и неожиданностей. Заблаговременно и очень тщательно готовьте ребенка к любым специальным мероприятиям, изменениям в расписании уроков и любым другим переменам в привычной рутине, даже если вам эти перемены кажутся незначительными.
  • Помогайте ребенку справиться со страхом перед неизведанным, постепенно и осторожно знакомя его с новой деятельностью, учителем, классом, школой, лагерем и так далее. Это знакомство всегда нужно проводить заранее, лучше начинать знакомство сразу после того, как вы проинформировали ребенка о предстоящей перемене, чтобы избежать чрезмерного беспокойства. Например, если ребенок с СА должен перейти в другую школу, то необходимо будет организовать индивидуальную встречу ребенка с новым учителем, провести тур по новой школе, а также ввести в распорядок дня ребенка новую рутину еще до начала занятий. Первые несколько дней учебы можно по возможности сохранять распорядок дня, характерный для старой школы, чтобы ребенку было проще привыкнуть к новой обстановке. Новому учителю стоит узнать, каковы специальные интересы ребенка, и подготовить связанные с ними книги или занятия к первому учебному дню ребенка.

Нарушения социального взаимодействия

Для детей с СА характерна неспособность понимать сложные правила социального взаимодействия. Они отличаются наивностью, эгоцентризмом, могут избегать любого физического контакта, говорить рядом с людьми, а не с ними, не понимать шутки, иронию или метафоры. Для таких детей характерен монотонный или неестественный тон голоса, они часто неправильно пользуются контактом глазами и языком тела, неправильно интерпретируют социальные знаки и оценивают "социальную дистанцию". Им трудно инициировать и поддержать разговор, и несмотря на хорошо развитую речь, их коммуникативные навыки остаются очень низкими. Иногда таких детей называют "маленькими профессорами", потому что они могут говорить скорее как взрослые с очень педантичной речью. Таких детей часто эксплуатируют (поскольку они не замечают, если их обманывают или используют). Несмотря на многочисленные трудности обычно такие дети испытывают огромное желание стать частью социального мира.

Предложения по организации учебы

  • Бдительно следите за тем, не начинают ли другие дети дразнить и травить ребенка с СА. Активно вмешивайтесь и защищайте ребенка от нападок и травли.
  • В старших возрастных группах попробуйте объяснить другим ученикам, что такое синдром Аспергера. Если ребенок с СА проявляет тяжелую социальную неадекватность, говорите о его социальных проблемах в терминах серьезной инвалидности. Активно хвалите других учеников, если они относятся к однокласснику с СА с сочувствием и дружелюбием. В этом случае вы помешаете сделать из ребенка с СА козла отпущения, и одновременно будете учить других учеников состраданию и толерантности.
  • Подчеркивайте академические способности ребенка с СА, создавая учебные ситуации, требующие сотрудничества. Старайтесь сделать так, чтобы одноклассники воспринимали способности такого ребенка к чтению, большой словарный запас или отличную память как ресурс, что будет способствовать принятию такого ребенка.
  • Большинство детей с СА хотят иметь друзей, но просто не знают, как общаться с другими детьми. Их необходимо учить, как реагировать на социальные намеки, и обеспечить их репертуаром стандартных ответов на различные социальные ситуации. Учите детей, что надо сказать, и как это нужно сказать. Проигрывайте с ребенком тренировочные диалоги, занимайтесь с ним ролевыми играми. Эти дети должны осознанно изучать те социальные правила, которые остальные дети усваивают интуитивно, только после этого социальные суждения ребенка смогут улучшиться. Один взрослый человек с СА отмечал, что ему пришлось учиться понимать "обезьянье поведение людей". Профессор с СА говорила, что ее стремление понять социальное общение людей заставило ее почувствовать себя "антропологом с Марса".
  • Детям с СА может не хватать личного понимания эмоций других людей, но их можно научить правильным реакциям на них. Если ребенок ненамеренно оскорбил кого-то, проявил отсутствие такта или бесчувственность, то ему нужно просто объяснить, почему его ответ был неправильным, и какой ответ был бы адекватен. Помните, что люди с СА могут научиться социальным навыкам только на интеллектуальном уровне – им не хватает врожденного социального инстинкта и интуиции.
  • Ученики с СА старшего возраста могут получить пользу от "системы приятелей". Учитель может объяснить чувствительным одноклассникам без инвалидности, какова ситуация ребенка с СА и посадить их рядом с ним. Такой одноклассник может присматривать за ребенком с СА в автобусе, на переменах, в коридорах и так далее и пытаться включить его в занятия других детей.
  • Дети с СА склонны к замкнутости, поэтому учитель должен поощрять их общение с другими детьми. Поощряйте активную социализацию такого ребенка и ограничивайте время, которое он посвящает индивидуальным интересам. Например, помощник учителя может сидеть с детьми за столом во время обеда и активно поощрять ребенка с СА участвовать в разговоре ровесников, не просто спрашивая его мнение по теме разговора и задавая ему вопросы, но также поощряя остальных детей делать то же самое.

Очень ограниченный круг интересов

Дети с СА обладают эксцентрическими увлечениями и странными, очень интенсивными фиксациями (иногда это навязчивое коллекционирование необычных вещей). Они склонны бесконечно "читать лекции" по теме своего интереса, постоянно задавать вопросы о своих интересах, им трудно "отпустить" ту или иную идею. Такие дети следуют своим увлечениям независимо от внешних требований, иногда они даже отказываются учить что-нибудь помимо своего ограниченного интереса.

Предложения по организации учебы

  • Не позволяйте ребенку с СА постоянно обсуждать или задавать вопросы по своему изолированному интересу. Ограничивайте это поведение, выделив специальное время в течение дня, когда ребенок может говорить о своем интересе. Например, у ребенка с СА есть фиксация на животных, и он постоянно задает на уроках вопросы о черепашке, которая живет в живом уголке класса. Ему объяснили, что он может задавать вопросы о черепахе только во время перемен. Это стало частью его повседневной рутины, и он научился останавливаться, когда ему хотелось задавать эти вопросы в другое время.
  • Положительное подкрепление для формирования желательного поведения – это критически важная стратегия помощи ребенку с СА. Эти дети очень хорошо реагируют на комплименты, другими словами, в случае с учеником, постоянно задающим вопросы, учитель может последовательно хвалить его каждый раз, когда ребенок воздерживается от вопроса, и поздравлять его, когда он позволяет говорить остальным ученикам. Этих детей также необходимо хвалить за любое простое, ожидаемое социальное поведение, которое у других детей воспринимается как должное.
  • Некоторые дети с СА не хотят выполнять задания, которые не связаны с их интересом. Необходимо ставить перед ними жесткие требования по выполнению работы в классе. Надо четко дать понять ребенку с СА, что это за гранью его контроля, и что он должен следовать существующим правилам. Тем не менее, постарайтесь найти с ребенком компромисс и предоставьте ему возможности заниматься своими интересами в другое время.
  • Если ребенок особенно упорствует в своих интересах, то учителю стоит индивидуализировать учебные задания таким образом, чтобы включить в них интерес ребенка. Например, если ребенок интересуется динозаврами, то следует предложить грамматические предложения, математические задачи, чтение текстов и диктанты о динозаврах. В этом случае следует постепенно вводить в задания другие темы.
  • Ученикам можно давать индивидуальные задания, которые связывают их интерес с учебной темой. Например, во время урока географии, посвященного конкретной стране, ребенку, который одержим поездами, можно задать реферат о транспортной системе в этой стране.
  • Используйте фиксацию ребенка, чтобы расширить его репертуар интересов. Например, один ученик с СА был одержим животными, и когда в классе изучалась тема тропических лесов, он не только провел исследование о животных тропического леса, но и исследование о самом лесе, который был домом животных. Затем у ребенка появилась мотивация узнать больше о местных жителях, которым приходится вырубать лес – место обитания животных – ради экономического выживания.

Проблемы с концентрацией внимания

Дети с СА очень часто отвлекаются от задания, их могут отвлекать внутренние стимулы, они очень дезорганизованы, им трудно сосредоточиться на занятиях класса. Очень часто проблема не столько с их вниманием, сколько со "странным" предметом их внимания – человеку с СА трудно выявить главное и самое важное, так что часто их внимание сосредотачивается на неважных стимулах. Многие дети с СА склонны погружаться в свой сложный внутренний мир в такой степени, что это выходит за рамки обычной мечтательности, и по этой причине им сложно учиться в группе.

Предложения по организации учебы

  • Для продуктивной работы ребенка с СА в классе необходимо предоставить ему максимально регламентированную внешнюю среду. Все задания нужно дробить на маленькие подзадачи, учитель должен как можно чаще сообщать ребенку обратную связь и снова направлять его внимание в нужное русло.
  • Детям с тяжелыми проблемами концентрации внимания полезно ограничивать время на работу. Это помогает им лучше организовывать свои занятия. Если работа в классе не была выполнена в определенные сроки (или выполнена небрежно), то он должен выполнить задание за счет личного времени (например, во время перемены или за счет времени, посвященного специальным интересам). Дети с СА могут быть очень упрямы, им нужны четкие ожидания и структурированная программа, которая учит их подчиняться правилам, но при этом связана с положительным подкреплением (подобная программа мотивирует ребенка с СА на продуктивную деятельность, одновременно повышая его самооценку и снижая уровень стресса, поскольку ребенок начинает верить в собственную компетентность).
  • Если ребенок с СА учится в общеобразовательной школе, то при плохой концентрации внимания, низкой скорости реакций и тяжелой дезорганизации может быть необходимо уменьшить объем домашней/классной работы или выделить ребенку дополнительное время занятий со специальным педагогом, который сможет структурировать выполнение классной и домашней работы ребенком. Некоторые дети с СА настолько неспособны сосредоточиться, что без этих мер их родители страдают от никому не нужного стресса, каждый день тратя по нескольку часов на попытки заставить ребенка сделать домашнюю работу.
  • Посадите ребенка с СА на первую парту и как можно чаще задавайте ему вопросы, чтобы повысить его участие в занятии.
  • Договоритесь с ребенком о невербальном сигнале (например, осторожное похлопывание по плечу) для тех случаев, когда он отвлекается.
  • Если в классе используется "система приятелей", то посадите приятеля ребенка рядом с ним, чтобы он смог напоминать ребенку о задании или необходимости слушать учителя.
  • Учитель должен активно поощрять ребенка с СА уходить из своего внутреннего мира размышлений и фантазий и фокусироваться на реальном мире. Это постоянная битва, поскольку комфортный внутренний мир гораздо привлекательнее реальной жизни.
  • Для маленьких детей нужно структурировать даже свободное время для игр, потому что иначе они погружаются в изолированные, ритуализированные игры-фантазии и теряют связь с реальностью. Поощряйте ребенка с СА играть в настольные игры с одним или двумя другими детьми под пристальным наблюдением учителя – это не только структурирует игру, но и позволит ребенку вырабатывать социальные навыки.

Плохая моторная координация

Дети с СА отличаются физической неуклюжестью и неловкостью. Их движения и походка могут быть странными и ригидными. Они неуспешны в играх, которые требуют моторных навыков. Их проблемы с мелкой моторикой часто приводят к серьезным трудностям с письмом и почерком, низкой скорости реакции и могут негативно повлиять на их способность к рисованию.

Предложения по организации учебы

  • В случае тяжелых моторных проблем ребенка с СА необходимо направить в адаптивную программу физического воспитания.
  • Вовлекайте ребенка с СА в программы фитнесса/физического здоровья, но разрешайте ему не участвовать в соревновательном спорте.
  • Никогда не заставляйте ребенка участвовать в соревновательном спорте – его плохая моторная координация может вызвать разочарование ребенка и спровоцировать подтрунивание со стороны других детей. Кроме того, ребенку с СА могут тяжело даваться командные игры, поскольку ему трудно понять, как координировать свои действия с действиями остальной команды.
  • Детям с СА может потребоваться максимально индивидуализированная программа по развитию навыков письма, которая включает обведение контуров, копирование и письмо на доске. Учителю нужно постоянно направлять руку ребенка на разных этапах формирования букв, при соединении букв друг с другом и сопровождать действия ребенка вербальным сценарием. Как только сценарий отложится в памяти ребенка, он сможет сам проговаривать его во время написания букв.
  • Младшим школьникам с СА могут понадобиться образцы фраз, написанные в тетради, чтобы ребенку было проще контролировать размер и правильность написания букв. Это также побуждает детей стараться писать как можно аккуратнее.
  • Если вы даете задания с ограничениями по времени, не забывайте принять во внимание, что ребенок с СА пишет медленнее других.
  • Людям с СА может потребоваться больше времени на экзамены, чем их ровесникам. Лучше всего предоставить им возможность писать экзамен в отдельном помещении, так у них будет не только больше времени, но и дополнительная структура и помощь учителя, который будет напоминать детям о задании.

Трудности с обучением

Обычно у детей с СА интеллект средний или выше среднего (особенно в вербальной сфере), но им не хватает способности к абстрактному мышлению и навыков понимания. Они склонны все понимать слишком буквально. У них очень развито конкретное мышление, но способность к абстракциям у них снижена. Их педантичная речь и большой словарный запас создают ложное впечатление, что они знают, о чем говорят, в то время как в реальности они лишь механически запоминают то, что они слышали или читали. У ребенка с СА может быть просто фотографическая память, но она по природе своей механическая, ребенок может отвечать как видеомагнитофон, который проигрывает все в определенной последовательности. Обычно у этих детей низкие навыки решения задач.

Предложения по организации учебы

  • Предоставьте ребенку индивидуализированную учебную программу, которая спланирована таким образом, чтобы ребенок постоянно добивался успеха. Ребенку с СА нужна просто огромная мотивация, чтобы контролировать свои импульсы. Учеба должна предоставлять ребенку максимум вознаграждения, она не должна провоцировать у него тревожность.
  • Не предполагайте, что дети с СА что-то поняли, если они просто дословно повторили то, что услышали.
  • Предлагайте ребенку с СА дополнительные объяснения и старайтесь максимально упростить все абстрактные концепции урока.
  • Подчеркивайте исключительную память таких учеников. Способность запоминать факты может быть их самой сильной стороной в учебе.
  • Ребенок с СА может не понимать эмоциональные нюансы, разные уровни значения и проблемы отношений в художественной литературе.
  • Сочинения людей с СА очень часто однообразны, перескакивают с одной темы на другую и содержат неправильные словесные коннотации. Эти дети часто не знают разницы между общим знанием и личными мыслями, а потому предполагают, что учитель поймет их запутанные выражения.
  • Дети с СА часто обладают превосходными навыками чтения, но их навыки понимания языка очень низкие. Не предполагайте, что ребенок понимает текст, только потому, что он бегло читает.
  • Успеваемость ребенка с СА может быть низкой, потому что у ребенка отсутствует мотивация заниматься тем, что не связано с его интересами. Необходимо предъявлять ребенку очень жесткие требования к качеству выполнения работы. Если на работу отводится определенное время, то ее можно не закончить, но ее надо делать внимательно. Ребенок с СА должен исправлять плохо сделанную классную работу во время перемены или за счет времени, которое он посвящает специальным интересам.

Эмоциональная уязвимость

Дети с синдромом Аспергера обладают достаточным интеллектом, чтобы учиться в обычной школе, но им часто не хватает эмоциональных ресурсов, чтобы справиться с требованиями учебы в классе. Из-за отсутствия гибкости эти дети часто переживают стресс. Их самооценка занижена, и они часто крайне самокритичны и плохо переносят любые собственные ошибки. Люди с СА, особенно подростки, подвержены высокому риску депрессии (исследования показывают огромный уровень депрессии среди взрослых людей с СА). У таких детей часто бывают приступы агрессии и истерики в ответ на сильный стресс и фрустрацию. Дети с СА редко кажутся расслабленными, и они испытывают сильнейшие эмоции, когда что-то не соответствует их ригидным взглядам на ситуацию. Общение с другими людьми и выполнение самых обычных требований повседневной жизни требуют от этих детей постоянных героических подвигов.

Предложения по организации учебы

  • Предотвращайте эмоциональные вспышки ребенка с помощью максимальной последовательности и однообразия. Готовьте детей к любым изменениям в повседневной рутине, чтобы уменьшить возможный стресс. Дети с СА часто плачут, злятся и расстраиваются, если им навязываются неожиданные перемены.
  • Учите детей справляться со своим стрессом, чтобы предотвращать эмоциональные вспышки. Помогите ребенку написать список конкретных действий, которые он может предпринять, если расстроится. (Например, 1 – глубоко вдохнуть три раза; 2 – медленно сосчитать пальцы на правой руке три раза; 3 – попросить разрешения сходить к специальному учителю и т. д.) Включите в этот список ритуализированное поведение, которое успокаивает ребенка. Запишите эти шаги на специальной карточке и положите ее в карман ребенка, чтобы она всегда была у него наготове.
  • Эмоции в голосе учителя нужно сводить к минимуму. Оставайтесь спокойны, говорите с ребенком с СА в предсказуемой и повседневной манере, подчеркивая свое сострадание и терпение. Ганс Аспергер, психиатр, чье имя носит этот синдром, отмечал, что "учитель, который не понимает необходимости учить ребенка [с СА], казалось бы, очевидным вещам, начинает проявлять нетерпение и раздражение".
  • Не ожидайте, что ребенок с СА признает собственную грусть или депрессию. Такие дети не только не понимают чувств других людей, они также не осознают свои собственные чувства. Очень часто они скрывают свою депрессию и отрицают ее симптомы.
  • Учителя должны понимать, что резкие изменения в поведении ребенка могут говорить о депрессии. К таким признакам относится еще большая дезорганизация, невнимательность и изоляция, снижение порога стресса, хроническая усталость, плаксивость, суицидальные фразы и так далее. Никогда не принимайте на веру собственную оценку ребенка, который заверяет, что он "в порядке".
  • Сообщайте о подобных симптомах психотерапевту ребенка или направьте его в службу психического здоровья, чтобы ребенка обследовали на наличие депрессии и в случае необходимости назначили лечение. Поскольку эти дети часто неспособны осознать собственные эмоции и не обращаются за утешением сами, очень важно как можно скорее диагностировать депрессию.
  • Помните, что подростки с СА особенно подвержены депрессии. В подростковом возрасте социальные навыки приобретают особую ценность, и ученик с СА осознает свои отличия от других людей и трудности в формировании нормальных отношений. Учебный материал становится все более абстрактным, и школьные задания становятся все более трудными и сложными для подростка с СА. В одном случае учителя заметили, что подросток с СА перестал плакать из-за заданий по математике и решили, что он начал лучше справляться. Однако в реальности он еще больше погрузился в свой внутренний мир, чтобы избежать проблем с математикой, а потому он справлялся еще хуже.
  • Критически важно, чтобы у подростков с СА, которые учатся в общеобразовательных школах, был конкретный сотрудник школы, с которым они должны беседовать как минимум один раз в день. Этот человек должен оценивать, насколько хорошо подросток справляется с учебными требованиями, и обобщать ежедневные наблюдения других учителей.
  • Дети с СА должны получать дополнительную помощь в учебе при первых же признаках проблем в определенной области. Эти дети испытывают сильнейшие эмоции в ответ на собственные неудачи и хуже переживают их по сравнению с другими детьми.
  • Дети с СА, которые отличаются особой эмоциональной хрупкостью, нуждаются в сильно структурированном специальном классе, который сможет предложить им индивидуализированную учебную программу. Эти дети нуждаются в такой обучающей среде, в которой они смогут воспринимать себя как компетентных и успешных учеников. Соответственно, если оставить их в общеобразовательной школе, где они не могут понять те или иные концепции или выполнить задания, это приведет к снижению их самооценки, увеличит их социальную изоляцию и создаст почву для депрессивных расстройств. В некоторых ситуациях к ребенку с СА можно прикрепить личного помощника, вместо перевода в специальную школу. Помощник предлагает эмоциональную поддержку, структуру и постоянную обратную связь.

Дети с синдромом Аспергера так остро реагируют на стрессы от окружающей среды и страдают от такой сильной неспособности сформировать межличностные отношения, что неудивительно, что они производят впечатление "хрупкой уязвимости и жалкой незрелости". Эверард писал, что если сравнить этих детей с их сверстниками без инвалидности, то "неизбежно замечаешь, насколько они отличаются от них, и какие невероятные усилия они прилагают, чтобы жить в мире, который не делает для них никаких уступок, и где все ожидают от них подчинения правилам".

Учителя играют критически важную роль в том, чтобы помочь детям с СА найти компромисс с миром вокруг них. Поскольку дети с СА часто неспособны выразить свои страхи и тревогу, обязанность значимых взрослых – доказать детям, что опасный внешний мир стоит того, чтобы ради него пожертвовать безопасным внутренним миром фантазий. Специалисты, которые работают с детьми в школах, должны предоставить им внешнюю структуру, организацию и стабильность, которых им остро не хватает. Крайне важно творчески подходить к методам преподавания при работе с людьми, страдающими от синдрома Аспергера, не только ради успеваемости, но и для того, чтобы помочь детям справиться с обычными требованиями повседневной жизни и почувствовать себя менее отчужденными от других людей.

Представленный выше материал — перевод текста "Understanding the Student With Asperger's Syndrome: Guidelines for Teachers".