Мать из Канады открыла центр грамотности для "необучаемых" аутистов
Все педагоги говорили ей, что ее сын навсегда останется на уровне детского сада, но Сью Ко из Канады была уверена, что мальчик может учиться, сообщает The Star. Она начала учить сына методом проб и ошибок. Долгое время она заставляла его читать – смотреть на страницу и составлять слово из отдельных букв, но он лишь отворачивался от нее. Однако через какое-то время она поняла – он воспринимает слова на слух, а не визуально. Она начала раскладывать слова на отдельные, четкие звуки, он слушал ее и постепенно начал читать сам.
"Большинство детей, в том числе не аутисты, имеют свой собственный стиль обучения, – говорит Ко. – Чтобы стать эффективным учителем, нужно сначала понять, каков их стиль, и использовать это знание, чтобы компенсировать их слабости. Я хочу донести до людей, что каждый ребенок может научиться читать, и что грамотность – это важнейший жизненный навык, который должен быть у всех".
Раньше Ко была консультантом по информационным технологиям, но сочувствие и отчаяние побудили ее открыть школу грамотности для аутичных детей и взрослых. К своему диплому по инженерному делу она добавила степень по педагогике и убедила свою сестру, Сиу Ман Вонг, переехать из Лондона в Канаду, чтобы открыть совместное дело.
Вместе сестры сняли помещение для более чем 20 учеников. Они перекрасили комнату в приглушенные цвета, чтобы успокоить детей, гиперчувствительных к визуальным стимулам, и установили специальное освещение для тех, кого беспокоят флуоресцентные трубы. Наконец, в начале прошлого года они открыли компанию OpenMind Alliance Inc., чья единственная цель – развитие грамотности, как важнейшего жизненного инструмента для людей с аутизмом.
"Как только они научатся читать, они научатся учиться", – говорит Ко о своих учениках. Аутизм – это неврологическое расстройство, которое характеризуется серьезными нарушениями социальной коммуникации.
Принять, что твой ребенок аутист – это сложнейшая задача, признает Ко. Когда ее сыну было 3 года, а он все еще не говорил, даже не реагировал, когда она входила в комнату, она пыталась убедить себя, что он просто запаздывает в развитии и скоро догонит ровесников.
"Я отрицала реальную ситуацию, – говорит она. – Кто захочет сказать, что у его сына есть что-то неизлечимое?". Это признание было особенно тяжело для нее как для китаянки. В китайской культуре традиционно считается, что инвалидность ребенка – это месть предков.
Когда Ко и ее муж впервые обратились за помощью, они начали ходить по кругу. Это была Уловка-22 – ни одна школа не соглашалась принять ее мальчика, потому что он считался необучаемым, а он считался необучаемым, потому что его не принимала ни одна школа.
Теперь Ко рада, что не сдалась. Каждый день она тратила по многу часов, обучая сына, и теперь она устроила его в школу. Мальчик научился читать, а его мама научилась учить.
Теперь ее сыну уже 16 лет. Когда он слишком нервничает или переживает, он погружается в свой собственный мир, но даже в этом состоянии он способен прочитать напечатанный текст.
"Этим летом он ездил в лагерь, он впервые провел более 24 часов вне дома, – говорит его мать. – Он никак не мог смириться с тем, что он не вернется домой вечером, так что я написала ему целый рассказ. Я объяснила ему, почему он уезжает, что и когда будет происходить, какое там будет расписание, и когда он повесил эту информацию на стену, он тут же все понял. Если бы он не умел читать, то я бы не смогла до него достучаться".
Некоторые дети, которые начинают учиться у нее, вообще не говорят, остро реагируют на любые мелочи и проявляют агрессию. Одна девочка сильно укусила Ко за руку во время первой встречи. Другая девочка попала к ней, после того как устроила настоящий разгром в кабинете своего врача. "А теперь это просто чудесные девочки", – говорит Ко.
Общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи аутичным детям
С ростом числа детей с диагнозом расстройств аутистического спектра (РАС) также растет спрос на методы, которые помогают аутичным детям, и на специалистов, которые умеют пользоваться подобными инструментами. Главная цель помощи при аутизме – это развитие коммуникации, и общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи детям с тяжелым аутизмом, сообщает www.wlfi.com.
Все большую популярность приобретает система PECS – Picture Exchange Communication System, коммуникационная система с помощью обмена картинками. Профессор науки о речи и слухе в Университете Пурду, США, Оливер Вендт, говорит, что PECS помогает аутичным детям как можно раньше начать общаться с другими детьми.
"Знания о PECS просто необходимы, потому что вам нужно найти какое-то решение – облегчить детям раннее развитие коммуникации", – говорит Вендт.
Он добавляет: "По счастью, появляется все больше исследований об эффективности PECS. Есть довольно сильная эмпирическая поддержка, которая подтверждает, что это помогает детям".
Именно поэтому университет проводит однодневные семинары для родителей, студентов и специалистов, на которых люди учатся пользоваться PECS. "Любой человек в обществе может понять смысл картинки, так что люди могут общаться таким образом с ровесниками, членами семьи, людьми на улице, в магазинах и ресторанах", – говорит преподаватель курса.
Поскольку эффективность PECS подтверждается данными исследований, спрос на картинки растет, как и потребность в людях, которые умеют правильно пользоваться этой системой. Джейми Уэдел, консультант по PECS, говорит, что эта техника не всегда была доступна, но теперь наблюдается огромный прирост желающих изучить такой способ общения.
"Огромное количество видов лечения и вмешательства, особенно в области аутизма – это просто обман и мошенничество, основанные на ничем не подтвержденных заявлениях, так что очень важно рассмотреть различные варианты лечения и проанализировать, что говорят о них данные исследований", – говорит Вендт.
Когнитивные навыки детей с аутизмом улучшаются с течением времени
Аутичные дети иначе думают и воспринимают мир, но их мышление меняется со временем – причем в лучшую сторону. Об их отличиях в мышлении известно уже давно: очевидно, что их мозг работает иначе. Однако новое американское исследование показало, что со временем их когнитивные, то есть, познавательные навыки, существенно улучшаются, сообщает www.usnews.com. Эти данные очень обнадеживают, особенно если учесть, что предыдущие исследования были сосредоточены на социальных навыках и поведении, но не на особенностях мышления.
Типичные проблемы мышления при аутизме включают трудности с предсказанием поведения других людей и пониманием их мыслей и чувств (так называемая "теория разума"), а также с решением задач и планированием (исполнительная функция). При этом аутичные дети обычно лучше других детей замечают мелкие детали, например, узор на ковре или составляющие Лего. Предыдущие исследования не обнаружили изменений в этих когнитивных особенностях. Тем не менее, известно, что со временем поведение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) значительно улучшается, особенно при наличии интенсивной психотерапевтической помощи.
Однако исследование Элизабет Пелликано, старшего преподавателя по образованию в области аутизма в Институте образования Лондона, показало, что когнитивные дефициты аутичных детей вовсе не остаются неизменными.
Она протестировала 37 детей с РАС и 31 не аутичного ребенка в возрасте 5-6 лет, а затем повторила эти тесты через три года. Хотя когнитивные навыки сильно варьировались у разных детей, у большинства детей с аутизмом за три года произошло улучшение теории разума и исполнительной функции. Становясь старше, дети все лучше понимали чувства и мысли других людей, и все лучше могли планировать и регулировать свои чувства и поведение.
Данные, полученные Пелликано, будут опубликованы в октябрьском номере журнала Child Development. Тем не менее, внимание к деталям, характерное для детей с аутизмом, не менялось со временем, что определил тест, в котором нужно найти силуэты, "спрятанные" в картинке, и складывать узоры из деревянных кубиков. У не аутичных детей результаты этого теста улучшились через три года.
Родители аутичных детей могут использовать эту информацию, чтобы пересмотреть свои взгляды на потенциал своего ребенка, считает Пелликано. "Эти данные должны принести огромное облегчение родителям, – говорит она. – Они предполагают, что критические улучшения в когнитивных навыках их ребенка вполне возможны, причем в течение ближайшего времени".
Тем не менее, пока трудно сказать, какие виды психотерапии могут способствовать развитию этих навыков. "Очень важно, чтобы родители осознали это и не поддавались на необоснованные обещания сторонников тех или иных видов лечения, – добавляет Пелликано. – Очевидно, что существует огромная потребность в дальнейших исследованиях возможности развивать когнитивные навыки таких детей, поскольку это сможет обеспечить наилучший старт для их жизни".
Источники:
1. John Goddard, Desperate mother opens literacy centre // News / GTA, 19.09.2010.
2. Nancy Shute, Children With Autism Improve Key Thinking Skills Over Time // U.S.News, 17.09.2010.