You are here

Десятибалльная шкала сенсорной перегрузки

Как я уже говорила ранее, способность пережить срыв и предотвратить его – это важнейший жизненный навык аутиста. А чтобы предотвратить срыв необходимо в первую очередь научиться предсказывать его. Как мы все уже знаем, как только срыв начался, остановить его уже невозможно – именно поэтому важно сосредоточиться на профилактике.


pens

Один из инструментов, который помогает мне предотвращать срывы – это десятибалльная "шкала стресса". Если я приближаюсь к 7 по десятибалльной шкале, то я знаю, что мне нужно немедленно найти способы снизить уровень стресса. Если я знаю, что я на стадии 2, то я могу позволить себе занятия, которые могут повысить мой уровень стресса. Это помогает мне не ошибиться в оценке того, что я могу сделать, а не развивать у себя чрезмерное избегание или бездумно браться за любые дела, даже если я их не потяну, и это приведет к неизбежным и весьма постыдным результатам. 

Эти стратегии помогли мне снизить частоту сильных срывов с нескольких раз в неделю до не более пары раз в месяц, и даже эти срывы по большей части происходят, когда рядом со мной никого нет.
Использование десятибалльной шкалы стресса – это весьма популярный инструмент. Им пользуются не только аутисты, но и люди с хроническими заболеваниями (чтобы определить, что они смогут сделать за сегодняшний день), а также люди с психическими заболеваниями (для отслеживания симптомов и лучшего понимания своего самочувствия). Я сама решила написать об этом, когда прочитала книгу "Поздравляем, у вас странный ребенок", которая заставила меня понять, что далеко не все люди знают об этом методе.

Я должна предупредить тех, кто начнет пользоваться десятибалльной шкалой стресса/сенсорной перегрузки, что ее назначение не в том, чтобы вы сосредоточились на своем дискомфорте и тем самым увеличили его. Это способ понять, когда вам надо активно действовать, чтобы решить проблему. Поэтому, прежде чем пользоваться этой шкалой, убедитесь, что вы знаете решения проблем при высоких баллах. Эти решения должны подходить для практически любой обстановки, и они должны быть максимально просты, чтобы вы смогли вспомнить и выполнить их даже при высоком уровне стресса.

Нет нужды говорить, что моя десятибалльная шкала не подходит для всех аутистов, она подходит только лично мне, поскольку у каждого есть свои сенсорные, коммуникативные и когнитивные особенности. Если вы хотите использовать такую же шкалу, то вам нужно будет написать собственную.  Некоторые люди теряют способность говорить уже на стадии 5, или же они могут внятно разговаривать даже на стадии 9. У других людей напряжение мышц не является признаком сенсорной перегрузки. И базовые уровни тоже различаются у разных людей. Эти стадии также могут меняться в течение вашей жизни – большинство людей улучшают свои навыки профилактики срывов по мере взросления. Это просто мой опыт того, как я научилась это делать.

Стадия: 1

  • Описание: Полное расслабление.
  • Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение; никакого мышечного напряжения.
  • Познание: Способна использовать любые свои навыки, но если это сделать, то уровень стресса повысится.
  • Общение: Способна эффективно общаться, но реальное общение повысит уровень стресса.
  • Сенсорика: Тихая комната, никаких сенсорных стрессоров. Новые стрессоры не приведут к сенсорной перегрузке.
  • Частота: Практически никогда. Иногда несколько минут сразу после пробуждения.

Стадия: 2

  • Описание: Незначительные усилия.
  • Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение; мышцы напряжены только в случае физической активности или неудобной позы.
  • Познание: Я занимаюсь специальным интересом; доступны любые когнитивные навыки; я не занимаюсь ничем трудным или раздражающим.
  • Общение: Вероятно, я нахожусь одна; доступны все коммуникативные навыки, но если начать общаться, то уровень стресса возрастет.
  • Сенсорика: Тихая комната, сенсорные стрессоры сводятся к незначительным проблемам (шум кондиционера воздуха, обтягивающие носки, запах еды). Новые стрессоры не приведут к сенсорной перегрузке.
  • Частота: Время от времени, когда я занимаюсь специальными интересами.

Стадия: 3

  • Описание: Умеренные усилия; основное состояние нейротипиков.
  • Физическое самочувствие: Равномерное сердцебиение; мышцы напряжены только в случае физической активности, неудобной позы или незначительной тревожности.
  • Познание: Может возникнуть кратковременная фрустрация (менее одной минуты), но доступ ко всем когнитивным навыкам продолжает сохраняться.
  • Общение: Вероятно, идет общение со знакомым человеком один на один, и разговор идет о любимом предмете.
  • Сенсорика: Есть многочисленные, хотя и незначительные сенсорные раздражители, но ни один из них не мешает мышлению.
  • Частота: Определенные периоды этого состояния в самые "хорошие" дни.

Стадия: 4

  • Описание: Высокий уровень усилий; низкий долговременный стресс.
  • Физическое самочувствие: Постоянная странная поза, постоянное мышечное напряжение. Постоянная низкая тревожность.
  • Познание: Есть доступ ко всем когнитивным навыкам, но уровень толерантности к фрустрации снижен. На этой стадии любые перемены, фрустрация или высокая сенсорная нагрузка приведут к быстрому росту уровня стресса.
  • Общение: Стадия может быть связана с беседой с несколькими людьми в тихой комнате. Все коммуникативные навыки доступны.
  • Сенсорика: Присутствует один или более сильных стрессовых раздражителей.
  • Частота: Определенные периоды этого состояния в самые "хорошие" дни.

Стадия: 5

  • Описание: Умеренный стресс; "плохой день" для нейротипика; основное состояние для аутиста.
  • Физическое самочувствие: Постоянная незначительная тревожность; постоянное мышечное напряжение. Физическая неуклюжесть возрастает.
  • Познание: Есть доступ ко всем когнитивным навыкам, но выносливость и толерантность к фрустрации сильно снижены. Выполнение тестов значительно ухудшается.
  • Общение: Коммуникация становится более упрощенной; используется больше готовых сценариев разговора. Становится невозможно одновременно определять значение тона голоса и слов.
  • Сенсорика: Становится трудно обрабатывать сенсорные стимулы; незначительные/умеренные сенсорные раздражители начинают вызывать стресс.
  • Частота: Представляет собой наилучшие периоды "плохих дней" и наихудшие периоды "хороших дней".

*Начиная с этого момента уровень стресса превращается в "снежный ком", когда каждый новый стрессор означает снижение толерантности к остальным присутствующим стрессорам.

Стадия: 6

  • Описание: Легкая сенсорная перегрузка.
  • Физическое самочувствие: Постоянное мышечное напряжение. Возможно, начинаются видимые стереотипии (самостимулирующее поведение), которые меня успокаивают, поскольку на этой стадии я уже отказалась от усилий выглядеть нормальной и не раздражать других людей. Постоянная умеренная тревожность. Сердцебиение возрастает. Моторное планирование становится неадекватным, и вести машину по оживленной улице – это очень плохая идея.
  • Познание: Высшие когнитивные навыки больше не работают; больше нельзя выполнять несколько задач одновременно или делать то, что требует большого объема кратковременной памяти. Концентрация внимания снижается. Постоянно происходят ошибки по неосторожности.
  • Общение: Коммуникация по большей части автоматическая, но остается способность общаться при большом желании. Однозначное уклонение от общения на этой стадии. Разговаривать в переполненной комнате становится невозможно.
  • Сенсорика: Незначительные сенсорные раздражители переносятся как умеренные, в то время как умеренные раздражители становятся невыносимыми.
  • Частота: Происходит множество раз в неделю и длится в течение часа или более, прежде чем начинается эскалация или уменьшение. Следует за интенсивными когнитивными усилиями или во время физической усталости. Можно предотвратить ее эскалацию с помощью тихого времени в полном одиночестве.

Стадия: 7

  • Описание: Умеренная сенсорная перегрузка.
  • Физическое самочувствие: Постоянное мышечное напряжение, которое воспринимается скорее как лихорадка или боль. Постоянная умеренная тревожность и, вероятно, смущение. Моторные навыки неадекватны, любое вождение машины – это плохая идея.
  • Познание: Высшие когнитивные навыки полностью недоступны; выполнение нескольких задач одновременно невозможно; не получается сосредоточить на чем-то внимание. Часто встречается "ступор" в результате сенсорной перегрузки.
  • Общение: Можно выражать простые идеи и вести формальный разговор без задержки; можно выразить и более сложные идеи, но потребуется время на их предварительное обдумывание. Коммуникация может иметь неправильное значение.
  • Сенсорика: Любой сенсорный раздражитель приводит к эскалации уровня стресса.
  • Частота: Происходит несколько раз в неделю. На этой стадии я срочно начну применять стратегии по профилактике срыва.

Стадия: 8

  • Описание: На грани срыва; нейротипик во время катастрофы, после разрыва отношений или смерти любимого человека; аутист в "плохой день".
  • Физическое самочувствие: Удержание себя в вертикальном положении воспринимается как чрезмерная нагрузка. Тревожность по поводу надвигающегося срыва; отчаянное желание "сбежать". Езда на велосипеде почти наверняка закончится аварией.
  • Познание: Невозможно планировать, рассуждать логически или решать проблемы. Невозможно выбрать из двух или более альтернатив. Сохраняется способность следовать простому, заранее составленному плану. Высший уровень навыков недоступен. Могу плакать, но обычно стараюсь это подавлять.
  • Общение: Любая коммуникация требует раздумий, и, возможно, должна быть мысленно записана, прежде чем ее удастся произнести. Любая коммуникация на этой стадии будет предельно простой. Сохраняется способность слышать и понимать, но восприятие слов затруднено.
  • Сенсорика: Любые сенсорные раздражители приведут к эскалации до стадии срыва.
  • Частота: Один или два раза в неделю. Стратегии по профилактике срывов становятся приоритетом номер один.

Стадия: 9

  • Описание: Срыв/Отключение.
  • Физическое самочувствие: Возможна неспособность понять, как двигаться. Возможно сильнейшее напряжение и сворачивание в калачик. С большой вероятностью я ударю любого человека, который попробует ко мне прикоснуться. Сердцебиение зашкаливает; система "бежать или сражаться" полностью активирована.
  • Познание: Невозможно думать рационально. Велика вероятность неконтролируемых рыданий.
  • Общение: Существование других людей практически забыто. Невозможно понять речь. Любая коммуникация бессмысленна или сводится к повторению одной или нескольких фраз.
  • Сенсорика: Сенсорное восприятие отсутствует или становится сверхчувствительным. Часто встречается отстранение, вздрагивание или агрессия по отношению к источнику физического контакта или шума.
  • Частота: Два или три раза в месяц. В основном происходит в ситуации, из которой невозможно уйти.

*Большинство нейротипиков никогда не испытают ничего подобного, но иногда это возможно. У нейротипиков тоже бывают срывы, особенно если с ними случается что-то ужасное.

Стадия: 10

  • Описание: Крайний срыв/отключение.
  • Физическое самочувствие: Повторяющиеся самоповреждения от отчаяния; возможна полная неподвижность и состояние, похожее на кататонию. Отсутствие реакции на боль или опасность.
  • Познание: Полная неспособность думать рационально. Неизбежны крики и вопли. Недостаточно когнитивных способностей, чтобы уничтожить предмет или намеренно напасть. В дальнейшем воспоминания о срыве могут отсутствовать.
  • Общение: Существование других людей забыто. Способность говорить или понимать речь полностью отсутствует. Другие люди воспринимаются исключительно как нежелательные источники сенсорных стимулов.
  • Сенсорика: Сенсорное восприятие полностью дезорганизовано; невозможно узнать окружающую обстановку.
  • Частота: Один или два раза в год. Обычно происходит, когда кто-то пытается остановить мою срыв на стадии 9. Если это происходит на публике, то обычно вызывается полиция.

Необходимые меры:

  • Стадии 1-4: Никаких мер не нужно.
  • Стадии 5-6: Необходимо избегать новых стрессоров. Лучше отказаться от когнитивного/сенсорного стресса, в котором нет необходимости.
  • Стадии 7-8: Найти уединенное, тихое место для профилактики эскалации. Если стадия 8 происходит в университете, то нужно обратиться в службу помощи студентам с инвалидностью. Во всех других случаях нужно немедленно отправиться домой. Если оказаться дома невозможно, то нужно найти общественный туалет или другое уединенное место.
  • Стадии 9-10: Применение каких-либо стратегий уже невозможно. Если остается способность уйти от неприятных сенсорных стимулов, то нужно это сделать.

Представленный выше материал — перевод текста "The Ten-Point Overload Scale".