You are here

Менеджмент сотрудников с аутизмом и синдромом Аспергера: рекомендации руководителю

теги: 

Работа с человеком, у которого есть расстройство аутистического спектра (РАС), включая синдром Аспергера, может стать очень обогащающим опытом для руководителей и коллег такого человека, но также она может быть связана с определенными проблемами. В этой статье объясняется, как можно избежать и предотвратить какие-либо сложности и обеспечить плодотворные и эффективные рабочие взаимоотношения.


job

Какие трудности могут возникать у человека с РАС?

Люди с расстройствами аутистического спектра (РАС), такими как синдром Аспергера, очень часто являются исключительно квалифицированными специалистами в своей области, и они могут результативно и успешно работать на таких должностях как бухгалтер, административный ассистент, журналист, статистик и многих других. Тем не менее, ради подобного успеха им приходится преодолевать определенные трудности, особенно в следующих трех областях:

  • социальная коммуникация,
  • социальное взаимодействие,
  • социальное воображение.

Люди с РАС могут испытывать трудности в адаптации их существующих навыков и знаний к новым заданиям или новому окружению. Эти трудности могут сделать рабочую обстановку очень тяжелой для сотрудника. Они также могут привести к случаям недопонимания с коллегами, поскольку РАС является "невидимым" расстройством.

Если сотрудники ничего не знают о РАС и его формах, то они могут неверно интерпретировать поведение человека и в результате считать его грубым, бесчувственным или недружелюбным. Тем не менее, хорошие новости в том, что есть множество простых и доступных способов, которые позволяют обеспечить сотруднику с РАС всю необходимую поддержку и сохранить позитивные рабочие отношения в коллективе.

Как предотвратить возможные проблемы?

Есть два вида методов, которые могут помочь трудности сотрудника с РАС.

Формальные методы

Формальная поддержка может варьироваться от наставников по работе до благотворительных программ, которые предоставляют бесплатные услуги по адаптации сотрудника на рабочем месте.

Неформальные методы

Помимо предоставления формальной поддержки вы можете сделать очень многое в рамках своей организации, чтобы обеспечить четкую коммуникацию и необходимую поддержку в случае необходимости. Большинство этих методов максимально просты, и они не вызовут у вас ни малейших затруднений. Их описание приводится в конце этой статьи.

Как мы сможем гарантировать, что всё пройдет благополучно?

Убедитесь, что все ваши инструкции максимально конкретны

Постарайтесь давать человеку максимально четкие инструкции, чтобы он понимал, как выполнить то или иное задание с начала и до конца, и это заложит основание для ваших хороших рабочих отношений.

Не надо предполагать, что человек поймет смысл ваших неформальных инструкций. Например, вместо того чтобы сказать "Раздайте копии этого документа", скажите "Сделайте три копии этого документа и дайте их Сэму, Мэри и Ахмеду". Возможно, вам стоит подумать о предоставлении заданий в письменном виде. Может быть полезным попросить сотрудника повторить ваши инструкции, чтобы убедиться, что он их понял.

Гарантируйте хорошо структурированную рабочую обстановку

Некоторые люди с РАС нуждаются в очень структурированной рабочей обстановке. Вы можете поддержать сотрудника, если будете помогать ему расставлять приоритеты в заданиях, регулярно организовывать задания в распорядок дня, недели или месяца, а также дробить крупные задания на маленькие шаги. Некоторым людям нужна информация о времени, когда нужно начать и закончить то или иное задание, а также помощь в установлении ежедневной рабочей рутины, включая перерывы и обед.

Разъясните свои ожидания от работы сотрудника

С сотрудником с РАС вам может понадобиться выражать свои ожидания от работы более четко, чем обычно. Помимо функциональных обязанностей вам стоит разъяснить этикет и неписаные правила на рабочем месте. Дайте ему понять, что любые адаптации на рабочем месте нужны для того, чтобы сотрудник как можно лучше выполнял свою работу, а не потому, что он недостаточно хорош.

Предоставляйте деликатную, но откровенную обратную связь

Людям с РАС трудно уловить социальные намеки, так что проследите, чтобы ваша обратная связь была честной, конструктивной и последовательной. Если человек неверно выполнил задание, не надо делать аллюзии или намеки на проблемы. Вместо этого тактично, но четко объясните, что было сделано неверно, проверьте, что человек вас понял, и объясните, что он должен был сделать вместо этого.

Примите во внимание, что с большой вероятностью у человека с РАС может быть заниженная самооценка и опыт систематической травли со стороны других людей. Поэтому постарайтесь сообщать критику в деликатной манере и давайте положительную обратную связь, если для этого есть основания. 

Регулярно обсуждайте результаты работы с сотрудником

Как и в случае с любым сотрудником, непосредственный руководитель должен проводить регулярные индивидуальные встречи с человеком, чтобы обсудить результаты его работы, дать общую обратную связь и внести предложения по улучшению эффективности. В случае с сотрудником с РАС наиболее эффективны как можно более частые, но короткие встречи, а не длительные встречи через большие интервалы времени.

Повышайте информированность других сотрудников

Данные исследований показывают, что если человек с РАС дает согласие на раскрытие его диагноза, то предоставление другим сотрудникам информации о РАС очень выгодно для всех заинтересованных сторон.

В некоторых случаях сотрудник с РАС может написать документ для других сотрудников, в котором объясняется, как РАС влияет на него, и в чем у него возникают сложности.

Вы можете распространить среди сотрудников буклеты вроде этого, или провести для всех сотрудников тренинг по вопросам инвалидности, в котором отдельно рассматриваются расстройства аутистического спектра.

Предоставляйте обучение и мониторинг

Когда сотрудник приступает к новой работе или новым рабочим обязанностям, четкое и структурированное обучение просто бесценно. Менеджер, коллега или наставник может его предоставить неформально прямо на рабочем месте, или сотрудника можно направить на формальное обучение. Различные организации предлагают обучение сотрудников, а Департамент трудоустройства и пенсий часто предлагает обучение бесплатно.

Помимо обучения человеку может помочь наличие наставника или приятеля на рабочем месте – сочувствующего коллеги, к которому он сможет обратиться в случае стресса, тревожности или замешательства. Наличие человека, к которому сотрудник может обратиться в случае стресса поможет предотвратить возможные проблемы в самом зародыше, а для наставника это также станет ценным опытом.

Предоставляйте поддержку в стрессовых ситуациях

Люди с РАС могут отличаться дотошностью и перфекционизмом, поэтому они могут испытывать сильную тревожность, если результаты их работы не идеальны. Это значит, что они испытывают сильнейший стресс в таких ситуациях, как сбой в работе оборудования. Вы можете помочь им, если предложите конкретные методы действий в подобных ситуациях, например, объяснив: "Если копировальная машина сломается, воспользуйтесь такой же на третьем этаже". Аналогичным образом заверьте человека, что если он случайно опоздал на работу из-за проблем с транспортом или других непредвиденных обстоятельств, то это не проблема.

История Дэвида и Жака

"Дэвид уже работал в моей команде как ассистент менеджера по продажам, когда я стал его руководителем в 2002 году. Раньше я никогда не работал с людьми с РАС, так что я почитал информацию на эту тему, да и социальный работник Дэвида из службы трудоустройства людей с РАС с самого начала объявился и оказал большую помощь.

Дэвид просто великолепно обращается с клиентами, у него прекрасные навыки общения. За всё то время, что я работал с ним, у нас не возникло никаких особых трудностей, главным образом потому, что служба трудоустройства сразу объяснила, как можно предотвратить любые проблемы. Хорошо, что они были рядом, чтобы оказать необходимую нам поддержку.

Я считаю, что мне очень повезло, что в моей команде есть такой человек как Дэвид. Работа с ним помогла мне понять, что все люди разные, и что у каждого есть свои уникальные сильные стороны. Все наши сотрудники очень ценят Дэвида как полноправного члена нашей рабочей семьи".

Жак Копа, начальник отдела по работе с клиентами "Первых западных железных дорог", Великобритания

Рекомендации: как избежать недопонимания и повысить информированность

В некоторых случаях у человека с РАС могут возникать проблемы, особенно если это касается социального взаимодействия, и тогда возможны недоразумения. Если вам стало известно о подобных проблемах, решайте их незамедлительно и тактично, дайте коллегам понять, что проблема может быть просто в недопонимании.

Если человек кажется отстраненным и незаинтересованным в разговорах с коллегами или часто говорит нечто неуместное, помните (и, если это возможно, напоминайте коллегам), что такое поведение, как правило, является невольным и связано с особенностями коммуникации человека.

Если человек слишком сильно старается "вписаться" в коллектив и раздражает коллег, навязывая им разговоры, проявите терпение и в случае необходимости объясните сотруднику существующие границы. Помните, что важно разъяснять границы не только сотруднику с РАС – другие сотрудники тоже должны понимать, что их отношение и поведение оказывают сильное влияние на эффективность
работы коллеги с РАС.

Если сотрудник начинает страдать от тревоги без видимой причины, попытайтесь определить, что вызывает проблему. Вероятно, лучше всего для этого побеседовать с сотрудником наедине. В таких ситуациях лучше размышлять буквально. Скорее всего, стресс и тревожность никак не связаны с самой работой. Причиной может быть коллега, который дает слишком расплывчатые инструкции, сбои в работе оборудования (компьютер всё время зависает), или человеку трудно добираться до работы.

Обычно ситуацию можно разрешить, если незамедлительно заняться непосредственной причиной, а также осторожно задать сотруднику конкретные (но тактичные) вопросы, которые позволят добраться до корня проблем.

Представленный выше материал — перевод текста "Managing someone with autism (including Asperger syndrome)".