Рождество — радостное и весёлое время, но аутичный человек испытывает замешательство и стресс при любом новом занятии.
С помощью читателей журнала
"Your Autism Magazine" мы составили список советов, которые помогут вам в период праздников.
(Прим. переводчика: представленные советы подходят и для встречи Нового Года, который является более популярным праздником в России.)
Подготовка
Аутичный человек с трудом воспринимает любые изменения.
Потому вам следует:
- использовать календарь или визуальное расписание для подготовки к Рождеству, для конкретных событий, указать школьные дни и дни отдыха, ночь встречи праздника;
- рассказать о Рождестве и о том, что это значит для вашей семьи;
- сделать буклет о Рождестве с картинками ёлки, украшений и рождественской еды. Но учитывайте, что ваш аутичный член семьи понимает вещи буквально и может растревожиться, если ваше Рождество не будет выглядеть точно так же, как на фотографиях;
- поддерживать связь со школой или колледжем, чтобы использовать те же стратегии и визуальные подсказки, что и дома, и одновременно начать подготовку к Рождеству;
- подготовить аутичного человека к особым событиям, например показать фотографию человека, переодетого в Санта-Клауса (прим. переводчика: в Деда Мороза);
- поощрять аутичных детей и подростков делиться своими переживаниями, связанными с Рождеством, при помощи антистрессовых игрушек, помогать им справиться, используя книжки для релаксации.
Расписание
У многих аутичных людей есть сильная потребность в предсказуемости и порядке.
Потому вам следует:
- соблюдать обычный ежедневный график насколько возможно, в том числе в период рождественских праздников;
- включать в ежедневный график аутичного ребёнка праздничные мероприятия, например открытие адвент-календаря или зажжение новогодних огней;
- обеспечить наличие свободного времени в ежедневном графике — это поможет наблюдению за уровнем тревоги и адаптации на оставшуюся часть дня;
- предоставить возможность побыть в тишине в любимом месте дома в те моменты, когда стресс может стать очень сильным, например, когда другие люди открывают свои подарки.
Украшения
У многих аутичных людей есть разные сенсорные особенности. Вернуться домой и обнаружить там сверкающую огнями ёлку — такое может вызвать шок.
Потому вам следует:
- вовлекать аутичного человека в происходящие изменения: сходите вместе в магазин за украшениями, дайте осмотреть ёлочные игрушки, пусть аутичный ребёнок понаблюдает за развешиванием украшений и, если выразит желание, то помогите ему повесить их;
- украшать дом постепенно, например, сперва поставьте ёлку, на следующий день развесьте на ней игрушки, а другие украшения в доме — ещё позже;
- держать предметы, потенциально вызывающие сенсорную перегрузку, подальше от комнат, где все собираются, например, световые гирлянды лучше повесить в спальне, а не в гостиной.
Подарки
Получение большого количества подарков ошеломляет.
Потому вам следует:
- установить максимальное количество подарков, например, один от мамы и паны, один от дедушек и бабушек, а остальные члены семьи могут подарить деньги;
- дарить подарки последовательно, один за другим, а не все разом;
- положить подарок рядом с любимым предметом (например, новая игрушка рядом с любимой игрушкой);
- не упаковывать подарки в обёрточную бумагу, если аутичному ребёнку не нравятся ощущения, возникающие при разворачивании.
Поддержка
- Пусть вас поддержат друзья и члены семьи, например, дедушки и бабушки могут присмотреть за ребёнком, занимающимся любимым делом, пока вы и другие дети украшаете ёлку и дом.
- Обменивайтесь идеями и делитесь советами с другими семьями. Например, в нашем Форуме.
Представленный выше материал — перевод текста "Christmas".