You are here

Чем отличается общение аутичных людей и как к нему приспособиться


AutisticCommunication

Теперь мне ясно, что нейротипичные люди общаются совершенно иначе, чем мы, аутисты. Когда я увидел отчёт о том, как аутисты успешно общаются между собой, моей первой мыслью было: "Чёрт возьми, Шерлок".

Я чувствую себя чужим в нейротипичном мире, потому что я обрабатываю информацию по-другому; а вы почувствуете себя чужаками в нашем мире. Наша проблема в том, что нас не понимают и мы в меньшинстве. Мы не лишены такта и уважения, просто у нас есть другой внутренний "код" о значении общения и отношении к нему.

Я вхожу в аутичную социальную группу, собирающуюся еженедельно в дружественном аутизму пабе. Группа полностью аутичная, но есть и немного аллистов — представители Национальной службы аутизма (NAS) и несколько социальных работников. Им так же трудно участвовать в наших беседах, как и нам — в их беседах.

У нас имеются трудности в их мире, но, как оказалось, у НТ столько же трудностей с навигацией в нашем мире. Наша трудность в том, что мы не можем измениться, однако аллисты способны адаптироваться, чтобы помочь нам. В конце статьи я добавил несколько подсказок, которые аллисты могут без труда использовать, и это очень помогло бы нам.

Я написал подсказки с моей собственной аутистической точки зрения и исходя из личного опыта, а это означает, что это взгляд лишь одного аутиста (из спектра взглядов), и моё понимание аллистической и аутистической коммуникации ограничено. Это не руководство к тому, как общаться со всеми аутистами, и не пример того, как взаимодействуют все аутисты — это отражение моего личного опыта.

Различия

  1. Мы не используем (или используем очень ограниченно) светскую беседу. Разговор может начинаться с приветствия или аналога приветствия, но, как правило, иной светской беседы нет. Каждый — тот, кто он есть, и мы сразу переходим к сути взаимодействия. Мы — люди разных возрастов, полов и т.д.
  2. Нет нужды доказывать, что вы один из нас; просто быть аутистом или предполагать, что вы аутист, уже достаточно.
  3. Из-за честных ответов аллисты нередко расстраиваются, обижаются или раздражаются; но если вы спросите аутиста о его делах, то ожидайте полной истории болезни, а если вы не хотите правды, то не спрашивайте, выглядит ли ваша задница большой в этом платье или как нам нравится ваша новая стрижка.
  4. Мы не общаемся с целью кого-то осудить в социальном плане или для достижения консенсуса. Аллисты, по-видимому, соперничают за власть внутри своей группы, это часть их социальной активности. Они всегда ищут подтверждение своим мыслям и убеждениям. Кажется, им необходимо знать, что другие находятся на одной волне с ними.
    Аутисты так не делают. Зачастую с помощью более обоснованного мнения мы показываем ошибочность предыдущей точки зрения. Это здорово, потому что позволяет нам продвигаться в разговоре быстро, без долгих и бесполезных споров. Более того, это помогает нам уточнять и совершенствовать наше мировоззрение.
  5. Мы не тратим много времени на констатацию очевидного. Мы не говорим полтора часа о результатах футбольного или другого спортивного матча. Ведь это уже произошло и результат налицо. Мы также не говорим о таких вещах, как погода.
  6. У нас другое представление о мнениях и фактах. Все мнения верны, но вы должны подкрепить их фактами, чтобы продемонстрировать, почему вы придерживаетесь этого мнения. Мы покупаем и держим те вещи, которые нам действительно нравятся. Мы не приобретаем вещи, чтобы произвести впечатление на других людей через их финансовую ценность или оригинальность. Мы пытаемся произвести впечатление только на самих себя.
  7. Практическая польза значит для нас больше, чем статусная атрибутика. Ваш бренд ничего для нас не значит. Нас не волнует, сколько это стоит, за исключением того, если это действительно хорошо работает; на самом деле, мы более склонны впечатлиться, найдя что-то очень полезное и при этом низкой стоимости.
  8. Частичная информация недостаточно хороша, и установление фактов становится совместным социальным обменом. На стене того паба, где мы встречаемся, висит странная чёрно-белая фотография. Мы начали обсуждать её, и аллист сказал, что она очень странная, стоит просто отфильтровать её и отбросить как непонятную картинку. Но этого было недостаточно для аутичных людей нашей группы.
    Все вместе мы отправились на информационную охоту и через 20 минут узнали, что это была фотография Пикассо с частью его странной картины, нашли дату и место, где была сделана фотография, название произведения искусства, где оно сейчас и т.д.
    Это был временный специальный интерес, и поделиться этим с другими аутистами — глубоко личный и очень приятный социальный опыт; однако это сильно смутило аллистов, наблюдающих за нами.
  9. Или да, или нет. Полутонов нет. Факты и истина очень важны для нас. Мнения существуют, но они живут или умирают на других фактах, предоставляемых людьми. Это не означает, что мы не можем мыслить абстрактно, ценить метафоры или делать что-то просто наудачу; однако мы согласны и на неопределённость, если это объяснение.
    Аллисты часто спорят о чём-либо с аргументами "что, если" о возможностях, которые уже упущены. Они думают о том, каковы были социальные мотивы людей и каковы были их намерения и эмоции, когда они что-то делали.
    Например, если кто-то купил новую машину и начал ходить в спортзал, аллисты могут предположить, что у него роман, кризис среднего возраста или он каким-то образом обзавёлся деньгами. Нам всё равно, почему кто-то что-то делает, если только он не говорит нам прямо, и мы ожидаем честности. Вот как мы общаемся и почему откровенность и прямота являются приоритетом для нас.
    Жизнь &mdah; это не то, что могло бы произойти, если бы... речь идёт о будущем; поэтому разговоры занимают несколько минут, а не часов.
  10. Мы очень откровенны, или можем быть такими. Если вы спросите нас, что мы думаем о чём-либо, мы просто расскажем вам. Это шокирует аллистов и может восприниматься как грубость, но мы просто правдивы. Чего аллисты не понимают, так это того, что нам обычно наплевать на чью-то новую стрижку или на то, что задница выглядит большой. Мы больше заботимся о том, что люди говорят, что они делают и кто они, а не о том, как они выглядят в чём-то.
  11. Мы испытываем сенсорную и социальную перегрузку и берём тайм-аут, даже от аутичных разговоров. Когда мы смотрим в окно или в свой телефон и т.д., мы всё ещё слушаем. Нам нужно отвлечься, чтобы сохранить контроль и избежать перегрузки, часто из-за этого не получается фильтровать то, что мы продолжаем слушать.
    Мы можем показаться грубыми аллистам, рассчитывающим на зрительный контакт как на подтверждение того, что мы слушаем, но это не так. Избегание помогает нам оставаться сосредоточенными.
  12. Если вы говорите чушь или ложь, то мы скажем вам и об этом, и почему мы так думаем.
  13. Очень часто наши разговоры нелинейны. Они разветвляются в очень неожиданных направлениях, нередко связанных с особыми интересами собеседников. Все пункты в разговоре могут быть и будут пересмотрены во время и после окончания разговора, даже из разговора в начале встречи или разговоров на прошлой неделе.

Честно говоря, мы не знаем, о чём вы думаете и что чувствуете. Из-за этого нас классифицируют как социально слепых. Но есть и другая сторона. Это работает в обоих направлениях. Вы также слепы к тому, как мы думаем и чувствуем. Для решения этой проблемы необходима чёткая коммуникация.
Если вы разговариваете с аутичным человеком или присоединяетесь к разговору между аутичными людьми, вот несколько советов, которые поспособствуют успешному общению:

  1. У аутистов проблемы с чтением языка тела и мимики. Если вы используете их, то предполагайте, что аутист не сможет их прочитать. Дело не в том, что мы не можем их интерпретировать. Мы не уверены, что интерпретировали их правильно. Кроме того, не обращайте внимания на язык нашего тела. Сосредоточьтесь больше на буквальном значении наших слов.
  2. Не намекайте и не подразумевайте. Такие намёки часто либо упускают, либо неправильно интерпретируют. Прямой язык — это способ общения с нами. Избегайте неточных формулировок, таких, как "возможно", "вероятно", "скоро" и т.д.
  3. Скажите нам, что вы чувствуете. Если вы счастливы, печальны, раздражены, сердиты, пожалуйста, скажите об этом. Кроме того, скажите нам, почему. Мы не всегда понимаем, почему что-то так важно для аллистов.
  4. Не ждите немедленного ответа. Мы обрабатываем всё по-другому, и нам требуется время, чтобы полностью понять и обработать очень тонкий язык аллистов, а затем перевести наш ответ на язык аллистов. Иногда, особенно если вы используете намёки и нюансы языка, мы всё ещё думаем о том, что вы имели в виду, недели спустя. Вот почему мы возвращаемся к предыдущим частям этого или других разговоров.
  5. Не ожидайте, что выражение нашего лица и язык тела будут соответствовать тому, что мы чувствуем. Мы смотрим в окно, скучаем, смотрим на телефон и т.д., но мы всё ещё слушаем.
  6. Если у вас есть мнения, хорошо бы было их подкрепить. Если аутист отвергает ваше мнение, это отражает лишь то, что факт неверный, и не является личной атакой; наоборот, пожалуйста, не стесняйтесь оспорить мнение аутиста (применяя доказательства/факты). Мы часто хотим, чтобы люди исследовали, почему они пришли к своему мнению, но нейротипики не делают этого, потому что думают, будто так они будут выглядеть невежливо.
  7. Если мы просто уходим или ведём себя тихо, то есть большая вероятность, что мы перегружены. Это происходит потому, что мы не можем фильтровать входящую информацию. Её может быть слишком много, чтобы мы могли справиться, и нам нужно время для перезапуска. Если вы нас расстроили, мы скажем об этом перед тем как уйти. Если мы заставим себя остаться насильно, то, скорее всего, мы потеряем смысл, запутаемся или будем нервничать.
  8. Если мы спрашиваем одно и то же снова и снова, значит, мы не полностью понимаем это. Часто это происходит потому, что аллисты упускают детали или же у нас разные ожидания относительно того, что означает сказанное. У нас не всегда одни и те же понятия. Пожалуйста, потратьте время, чтобы обсудить это с нами в деталях, чтобы мы лучше поняли, что вы нам говорите.
  9. Не ждите зрительного контакта от аутичного человека, с которым вы разговариваете. Некоторые могут справиться с этим, но другие находят это болезненным. Аутист, с которым вы говорите, скорее всего, будет смотреть куда-либо ещё, это нормально для нас, и не о чем беспокоиться.
  10. Не ждите, что нас впечатлит собственность или статус. Мы либо любим, либо не любим вещи в зависимости от наших интересов, а не денежной ценности или социального статуса. То же самое относится и к людям. Есть люди, которые нам нравятся и не нравятся. Наша мера ценности устанавливается внутри нас самих, а не социальными нормами.
  11. Мы можем заметно стиммить во время разговоров. Чесать руки или голову, двигать руками, вертеть предмет, издавать звуки и т.д. Это нормально для нас и помогает нам регулировать поток входящей информации.
  12. Мы можем повторять то, что вы сказали. Для нас это тоже нормально. Много раз аллисты считали, будто это уловка, чтобы выразить сарказм, манипуляцию или попросить что-то повторить. Мы просто так обрабатываем слуховую информацию, и произнесение её вслух помогает нам различать смысл и звук. Это помогает нам отделить слова от всего фонового шума и выиграть время для их обработки.

Общаться друг с другом возможно, но для этого требуется практика и изучение нового способа общения для всех нас. Мы пытаемся приспособиться к нейротипичным людям, но неизбежно неверно истолковываем или упускаем смысл, если он подразумевается неявно. У аутичных людей нет выбора, кроме как приспособиться к неаутическому общению, потому что аутисты в меньшинстве, но когда что-то, выглядящее как комплимент, иногда является оскорблением, а то, что может быть намёком, иногда является предупреждением... то такие вещи мы не всегда понимаем правильно.

Что мы все можем сделать, чтобы лучше общаться друг с другом? Задавать много вопросов для понимания, говорить чётко без подтекста и не предполагать, что прямое утверждение является оскорблением (или даже комплиментом), оное просто утверждение факта. Хотя в начале это покажется тяжёлой работой, когда аллисты привыкнут к нашему стилю общения, то многие из них сочтут его интересным и честным, как глоток чистого воздуха.

Примечание:
Allistic (аллист) — неаутичный человек, возможно, с неаутичными нейрологическими особенностями, в отличие от Neurotypical/NT (Нейротипик, нейротипичный, нт, НТ) — неаутичный человек, соответствующий принятой нейрологической норме.
Термин "аллист" придуман членами аутичного сообщества. Изначально использовался в качестве пародии. Со временем приобрёл значение "неаутист".

Представленный выше материал – перевод текста "Autistic Communication Differences & How to Adjust for Them".

Subscribe to Comments for "Чем отличается общение аутичных людей и как к нему приспособиться"