You are here

Словарь определений и терминов


book

А | Б | В | Г | Д | Е| Ё | Ж | З | И | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я

Алекситимия
Сниженная способность или затруднённость в вербализации эмоциональных состояний. Алекситимия встречается у значительной части (до 85%) людей с аутистическими расстройствами, является фактором риска психосоматических заболеваний.

Модель психического (англ. «theory of mind» (ToM))
Система репрезентаций психических феноменов (метарепрезентаций), интенсивно развивающаяся в детском возрасте. В литературе можно встретить и другие варианты перевода этого термина, например: «теория намерений», «теория сознания», «теория разума» и пр. Обладать моделью психического — означает быть способным воспринимать как свои собственные переживания (убеждение, намерение, знание и пр.), так и переживания других людей, — что позволяет объяснять и прогнозировать их поведение. Важнейший аспект модели психического — это восприятие другого субъекта как интенционального агента, — другими словами: осознание того факта, что собственное психическое состояние не тождественно психическому состоянию другого человека.
Термин «модель психического» относится к способности приписывать независимые представления себе и другим людям с целью объяснения своего и чужого поведения. Эти представления должны быть независимыми как от реального положения дел (поскольку люди могут ожидать то, чего нет на самом деле), так и от представлений других людей (поскольку люди могут ожидать и желать разных вещей). Как указывал философ Дэниэл Деннет, в полной мере модель психического может проявиться только при объяснении и прогнозировании поведения, в основе которого лежат ложные ожидания, поскольку, если для объяснения поведения требуется привлечение только реального положения дел (или своих собственных убеждений), рассуждать о представлениях другого человека вообще не требуется.
Модель психического, судя по всему, является природной способностью человека, но её развитие происходит в ходе накопления опыта социального взаимодействия. У различных людей могут быть в большей или меньшей степени эффективные модели психического. Термин «эмпатия» представляет собой близкое понятие, означающее способность распознавать и непосредственно переживать желания, убеждения и эмоции других людей.
Более подробные сведения см. в статье сайта Ута Фрит: «Аутизм и "модель психического"».
Монотропизм (однозадачность)
Одна из стратегий распределения внимания в мозгу человека, другой является политропизм (многозадачность). Согласно гипотезе монотропизма, ресурс внимания ограничен, а события в психике конкурируют за него и потребляют его. Предполагается, что аутистам недостаёт многозадачности и их мозг монотропный. В политропном мозгу каждому из множества событий и интересов уделяется умеренное внимание, тогда как в монотропном внимание человека делится между меньшим числом задач, что означает тенденцию как к хорошему их выполнению, так и к упусканию информации, относящейся к другим задачам.

Нейроразнообразие
Идея, согласно которой нетипичное (нейроотличное) неврологическое развитие представляет собой нормальное различие между людьми, которое должно признаваться и рассматриваться так же, как и другие различия. Различие может возникать из-за разницы в процессах обработки информации, а именно языка, звуков, изображений, света, текстуры, вкуса или движений. Концепция нейроразнообразия принимается некоторыми аутичными людьми и людьми с родственными аутизму состояниями. Термин был введён австралийкой Джуди Сингер, у матери и дочери которой синдром Аспергера.
Нейротипичный (или НТ)
Термин, выработанный аутистическим сообществом для обозначения людей, не принадлежащих к спектру аутизма (т.е. неаутичных). Нейрологическое развитие и состояние нейротипичных соответствует тому, что воспринимается как норма большинством людей; особенно это касается способностей по обработке языковой информации и социальных знаков. Эта концепция потом была принята как движением за нейроразнообразие, так и научным сообществом.

Расширенный фенотип аутизма (РФА)
Наличие характерных для расстройств аутического спектра (РАС) черт на уровне выраженности выше среднего, однако ещё недостаточном для постановки диагноза. Чаще всего наблюдаются небольшие нарушения социальных и коммуникативных навыков. С повышенной частотой встречается у членов семей людей с РАС, что связано с преимущественно генетическим характером аутизма.
Ритуалы
Специфические и внешне кажущиеся бессмысленными действия, выполняемые в определённых ситуациях или при определённых обстоятельствах, наделённое теми же чертами следование заданному распорядку в повседневных занятиях. Примеры: аутичный ребёнок по нескольку раз включает-выключает свет, прежде чем войти в комнату, или требует, чтобы одежда была разложена одним и тем же образом и надевалась в установленной последовательности (однако ритуалы встречаются и у взрослых). Иногда ритуалы могут быть сложными и проработанными. Нарушение ритуалов может вести к тревоге и чувству утраты контроля над ситуацией.

Сенсорная дезинтеграция
Дисфункция сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция
  • является бессознательным процессом, происходящим в мозгу (о ней не задумываются, как не задумываются о дыхании);
  • организует информацию, полученную с помощью органов чувств;
  • наделяет значением испытываемые ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чём следует сконцентрироваться (например, слушать собеседника и не обращать внимания на шум).
У людей с расстройствами аутического спектра могут иметься проблемы с процессами обработки информации от одной или более из семи сенсорных систем: визуальной (зрение), аудиальной (слух), тактильной (прикосновения), обонятельной (запах), вкусовой, вестибулярной (равновесие) или проприоцептивной (движение). При этом возможны как гиперчувствительность (повышенная чувствительность) ко входным сигналам, так и гипочувствительность (сниженная чувствительность). Обработка информации от одной или нескольких систем может быть нарушена настолько, что повседневные ощущения воспринимаются как невыносимо интенсивные или вообще не воспринимаются.
Сенсорная перегрузка (англ. «sensory overload»)
Ситуация, когда один или более из каналов чувственного восприятия переполняется и человеку становится трудно на чём-либо сосредоточиться. Примеры: невозможность воспринимать одновременно телепередачу и разговаривать, дезориентация в пространстве при сильном шуме и т.п.
Более подробные сведения см. в статьях сайта Тони Эттвуд: "Сенсорная чувствительность при синдроме Аспергера", Сенсорный мир аутизма и Десятибалльная шкала сенсорной перегрузки.
Сенсорно-интегративная терапия (терапия сенсорной интеграции)
Терапия, предназначенная способствовать снижению дисфункции сенсорной интеграции. Является формой оккупационной терапии (от англ. «занятость» (occupation)). Проводится специально обученными терапевтами. Включает различные виды деятельности — качание, кружение, активизирующие сенсорные системы игры и т.д. Впервые метод был разработан Э.Дж. Айрес.
Слабость центрального согласования (англ. «weak central coherence»)
Особый когнитивный стиль обработки информации, по одной из теорий свойственный аутистам. В общем случае стиль её обработки варьируется от склонности фокусироваться на мелких деталях, плохо видя глобальную картину, до склонности к целостному восприятию объектов в ущерб деталям. Слабость центрального согласования означает первую из крайностей — выраженную фокусировку на частях, деталях, затруднения с восприятием «общей картины» и контекстов. Отмечено, что аутисты лучше справляются с заданиями, в которых возможна более фрагментарная обработка информации (например, лучше, чем в контрольной группе, выполняют тест на нахождение заданных фигур, скрытых в более крупном изображении).
Более подробные сведения см. в статье сайта Франческа Хаппе: "Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?".
Социофобия
Упорная иррациональная боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь пользоваться местами общепита, общественным туалетом, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т.п., либо даже просто встречаться и разговаривать с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола).
Примечание: социофобия не входит в диагностические критерии синдрома Аспергера и может иметься как у аутистичных, так и у неаутистичных людей.
Специальный интерес (особый интерес, англ. «special interest»)
Узкий, интенсивный, зачастую навязчивый интерес к какой-то конкретной области (например, средства передвижения и транспорт (к примеру — поезда), компьютеры, математика, астрономия, динозавры и т.п.). Они очень часто имеются у людей с синдромом Аспергера (в т.ч. и в детстве).
Более подробные сведения см. в статье сайта Тони Эттвуд: "Специальные интересы".
Стимминг (англ. «stimming»)
Жаргонный термин для определённой формы стереотипий, то есть повторяющихся движений тела (зачастую бессознательных), которые являются самостимуляцией одного или более чувств и происходят регулярно. Это сокращение от выражения «самостимулирующее поведение», и стереотипию называют стиммингом в рамках гипотезы о том, что она выполняет функцию, связанную с сенсорной информацией.
Примеры стимминга: раскачивание туловища, коленей, сжимание рук вместе, махание руками, вращение игрушек, странные звуки, лицевые тики и странные выражения, определённые виды пения, разговоров или болтовни, кусание ногтей (и пальцев) и т.п.
Более подробные сведения см. в статье сайта Как насчёт самостимулирующего поведения?.

Черты аутичной личности, аутичные черты, черты аутизма
Одно из наименований состояния высокофункционального аутизма, СА, PDD-NOS и т.п. Обычно применяется по отношению к людям, находящимся на границе аутистического спектра и по части показателей (в том числе когнитивным) близким к нейротипичным. Используется в российской и частично зарубежной (например, в Германии) психиатрии.

Шизоидное расстройство личности (устар. «шизоидная психопатия», МКБ-10 – F60.1)
Расстройство личности, характеризующееся склонностью избегать эмоционально насыщенных взаимоотношений путём излишнего теоретизирования, замыкания в себе, ухода в фантазии. Кроме того, шизоидные личности часто склонны не придавать значения превалирующим социальным нормам.
Для постановки диагноза необходимо предварительно исключить следующие расстройства:
синдром Аспергера (F84.5), шизофрения (F20), шизотипическое расстройство (F21), бредовое расстройство (F22.0)
Кратко о различиях между ШРЛ и СА:
  • ШРЛ не включает нейрологический аспект и развивается в подростковом возрасте, СА — расстройство развития, проявляется с раннего детства
  • Для СА характерны черты, не свойственные ШРЛ — стимминг, специальные интересы, необычная манера речи, атипичная невербальная коммуникация
  • ШРЛ включает отсутствие желания общаться, СА — низкие социальные навыки вне зависимости от желания
  • При СА возможна экстраверсия, ШРЛ — по определению крайняя степень интроверсии
  • Для СА не специфичны асексуальность, а также критерий для ШРЛ из МКБ-10 «мало что доставляет удовольствие или вообще ничто»
Шизоидное расстройство детского возраста (F84.5) — то же, что синдром Аспергера.
Более подробные сведения см. в статье сайта Даниэла Тейт: "Дифференциальная диагностика: шизоидное расстройство личности vs. аутизм".

Эмпатия (от англ. «empathy»)
Сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого, интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами, мыслями и установками другого человека, субъективное приписывание реальному предмету или произведению искусства своих собственных чувств, представлений и установок.
  1. Когнитивная осведомлённость и понимание эмоций и чувств другого человека.
  2. Викарная (замещающая) эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции и подражает им (разделение эмоций с другим человеком).
  3. Принятие в собственном сознании роли другого человека..
  4. В теории личности Г. Салливана — невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их проговаривания.
  5. Способность индивида чувствовать эмоциональное состояние другого человека.
Проявить эмпатию по отношению к собеседнику — значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние.
Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия — это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия — не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение её понять и выразить со слова «вы» («вы должны думать и чувствовать то-то»).
Эхолалия
Неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Наблюдается у детей и взрослых при различных психических заболеваниях (аутизме, синдроме Ретта, синдроме Туретта, поражении лобных долей мозга, шизофрении и пр.), но иногда встречается у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов развития и становления речи.