You are here

Самодиагностика синдрома Аспергера: до, во время, после

Синдром Аспергера — неврологическое состояние, сказывающееся на развитии человека, его повседневной жизнедеятельности и поведении.

Согласно справочнику "Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам" (DSM-5) синдром Аспергера представляет собой расстройство аутистического спектра (ассоциированное с уровнем 1). "Международная классификация болезней" (МКБ-10) определяет его как самостоятельный диагноз F84.5 класса "Общие расстройства психологического развития".

Исторически сложилось, что в России отсутствует диагностика синдрома Аспергера и аутизма у взрослых. Поэтому люди вынуждены прибегать к самодиагностике в попытках понять своё состояние и сформировать свою дальнейшую жизнь с учётом собственных особенностей.


self diagnostic

1. Предпосылки к самодиагностике синдрома Аспергера

1.1 Создание и поддержка взаимодействия в учебных и рабочих коллективах сопровождаются трудностями, а иногда и неудачами.
1.2 Стресс в случае перемен или изменений привычного графика, потребность в предсказуемости и стабильности.
1.3 Неоднократные указания окружающих на нетипичное использование невербальной компоненты коммуникации.
1.4 Носящие регулярный характер замечания окружающих о неадекватной реакции на события, ситуации.
1.5 Неоднократные замечания окружающих о нетипичности сенсоромоторных процессов.

2. Распознавание симптомов синдрома Аспергера

2.1 Нетипичный зрительный контакт: тенденция избегать взгляда "глаза в глаза", направленность взгляда при коммуникации в сторону или на губы собеседника, иногда неестественный "пялящийся" взгляд.
2.2 Просодия своеобразная: монотонность, нарушенная мелодика речи, слишком громкий или тихий голос, бедная интонация.
2.3 Язык тела мало используется: нетипичная жестикуляция или её отсутствие, редкое использование кивков или пожимания плечами в качестве сопровождения речи, позы не направлены на выражение отношения к происходящему.
2.4 Моторные навыки осложнены: неуклюжесть, сложности с координацией, мелкой моторикой.
2.5 Выражение собственных эмоций и понимание эмоций окружающих часто затруднено, что в ряде случаев связано с алекситимией.
2.6 Селективная немота (мутизм): речь пропадает под воздействием неблагоприятных внешних факторов, из-за стресса, перегрузок, тревоги.
2.7 Монологичность при коммуникациях: тенденция к изложению темы без учёта реакции окружающих, игнорирование реплик со стороны, отсутствие пауз для обратной связи.
2.8 Устойчивый интерес к теме, носящий обсессивный характер: фиксация на какой-либо теме без учёта её полезности может длиться от нескольких недель до нескольких лет.
2.9 Ригидность поведения: приверженность распорядку, графику, рутине, стресс при необходимости их изменить.
2.10 Буквальное понимание: слабое понимание образности и метафор, намёков и шуток, редкое использование в собственной речи.
2.11 Фокус на деталях: рассуждения носят дедукционный стиль (от частного к общему), редко используется индукция (от общего к частному), понимание общей картины затруднено, сложности с выделением главного и второстепенного.
2.12 Исполнительная функция бывает нарушена: трудности с расстановкой приоритетов, организацией времени.
2.13 "Модель психического", эмпатия: умение "представить себя на месте другого человека" нарушено, сопереживание понимается логически, невербальные сигналы от собеседников воспринимаются плохо и часто ошибочно.
2.14 Систематизация, классификация и логический подход к созданию связей: неприятие алогичных норм и традиций общества, разговоров "ни о чём", форм приветствия и прощания, стереотипов.
2.15 Обработка сенсорной информации нарушена: гипо- или гиперчувствительность по всем органам чувств (звуки, свет, текстуры и консистенции, температура).
2.16 Стереотипные движения (стимминг) как реакция на перегрузку и переутомление: хождение взад-вперёд, раскачивание корпуса тела, тряска пальцами рук, ногами.

3. Источники подтверждения наличия синдрома Аспергера

3.1 Ведение списка симптоматики, разграничение с проявлениями ОКР, СДВГ, депрессии, тревожного расстройства.
3.2 Тесты для самодиагностики: AQ, RAADS_R, EQ, TAS, ASSQ.
3.3 Критерии диагностики синдрома Аспергера и РАС по DSM-IV, DSM-V, МКБ-10.
3.4 Сообщества людей с синдромом Аспергера и РАС в Интернете: форумы, группы, сайты, личные блоги, истории самодиагностики.
3.5 Встреча с людьми с синдромом Аспергера и РАС в группе поддержки, чтобы сравнить внешние проявления и обсудить очно возможность наличия СА.
3.6 Книги от первого лица на русском языке:

3.7 Консультация в частном порядке у психолога, психотерапевта, психиатра (не рекомендуется без предварительных отзывов от других людей с СА). Желательно, чтобы специалисты использовали для диагностики методику ADOS (4 vмодуль для взрослых с беглой речью и сохранным интеллектом).

4. Жизнь с синдромом Аспергера

4.1 Организация жизни в соответствии с собственными слабыми и сильными сторонами: ведение графика, поиск работы с минимальной социальной активностью, коммуникация в подходящем виде (письма вместо телефона).
4.2 Занятия со специалистами, если есть необходимость в когнитивно-поведенческой терапии или лечении от депрессии, тревожности.
4.3 Посещение группы поддержки для людей с синдромом Аспергера с целью обсуждения проблем и обмена опытом.
4.4 Ознакомление семьи, друзей, коллег (если это возможно) с симптоматикой синдрома Аспергера.